Оглавление
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................2
ГЛАВА 1..........................................................................13
ВИТРАЖ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ..........................13
§1 Витраж как декоративное искусство...........................................13
§2 Западно-европейское витражное искусство: X - XVI в.в........................22
§3 Русское витражное искусство рубежа Х1Х-ХХ в.в...............................34
ГЛАВА П........................................................................ 49
ВИТРАЖ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРЬЕРОВ ЛЕПИНГРАДА-ПЕТЕРБУРГА:..........................49
50-80-Е Г.Г......................................................................49
§1 Витраж как монументально-декоративное искусство в общественном интерьере 50-60-х годов
...............................................................................49
§2 В поисках нового «образа»: 70-80-е г.г......................................62
ГЛАВА П1.........................................................................74
ТВОРЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПЕТЕРБУРГСКИХ ВИТРАЖИСТОВ ПА РУБЕЖЕ..........................74
XX -XXI ВЕКОВ....................................................................74
§ 1 Витраж в общественном и жилом интерьере 90-х г.г...........................74
Художественные особенности и функции...........................................74
§2 Художественный поиск 90-х г.г.: традиции и эксперимент......................92
§3 Проблемы сохранения и реставрации витражей в современных условиях..........117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................... 125
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК........................................................128
ПРИЛОЖЕНИЕ X» 1.................................................................140
Технология изготовления витража...............................................140
ПРИЛОЖЕНИЕ X* 2............................................................... 147
Альбом иллюстраций............................................................147
2
Введение
Художественная культура рубежа ХХ-ХХ1 столетий насыщена событиями и чрезвычайно разнообразна. В этой противоречивой сложности выделяются явления, позволяющие по-новому оценить художественное прошлое, увидеть возможности развивающихся сегодня художественных процессов. С этой точки зрения, заслуживает внимательного изучения витраж, столь органично вписавшийся в новый образ современного интерьера и проявляющий в своей творческой практике важные тенденции развития декоративных искусств конца XX века.
Искусство витража обретает особую ценность в условиях эры высоких технологий, обусловивших безграничные возможности репродуцирования и копирования. Витраж представляет собой ту форму художественной деятельности, которая далеко не всегда поддается тиражированию. Это демонстрирует и петербургский витраж, вобравший в себя всю сложность культурных процессов второй половины XX века и прочно утвердившийся в системе современных искусств. Именно в Петербурге стало возможным параллельное творчество таких непохожих художников, как Ю.Манелис с его стремлением к ярким, "взрывным11 цветам и А.Натаревич с его утонченной палитрой, сбалансированностью тональных переходов.
Между тем феномен этого искусства не нашел пока систематического изучения. Подобная познавательная ситуация объясняется многими причинами. Одна из них связана с терминологическими трудностями, которые существуют сегодня в области изучения декоративных искусств. Скажем, уже название "декоративно-прикладное’' искусство, где "два слова, имеющие разный смысл, пишутся через дефис, указывает на условное, искусственное соединение понятий".1 Многие исследователи, понимая эти
1 Власов В.Г. Основы композиции декоративно-прикладного искусства, СПб, 1997, с.7
17
специфическим эстетическим эффектом превращения света в цвет и, наоборот, что в условиях интерьера особенно важно.
Для формирования светоцветовой способности витража особо значима окрашиваемая поверхность стекла. Скажем, во времена готики стекло варили, выливая стеклянную массу в соответствующую форму, при этом получались стеклянные пласты разной толщины. Прозрачности стекла это мешало, но зато дополняло его оттенками, нюансами, которые помогали созданию особой световой окрашенности интерьера. И если средневековая палитра цветных стекол была ограниченной, то, несмотря на это, "художникам удавалось достигнуть большой согласованности тонов, производивших впечатление яркой красочности".16
Для светоцвета витража важен и рисунок плетения, который создается с помощью свинцовой протяжки. Многие специалисты сходятся во мнении, что при компоновке витражей не следует злоупотреблять свинцовой сеткой, сгущать ее без особой надобности. Свинцовая арматура в этом случае не только не будет создавать свойственный ей графический эффект, но может заслонить свет, затемнить внутреннее пространство помещения и нарушить целостность впечатления от витражной картины. Умеренная сеть темных свинцовых прожилок придает своеобразный графический эффект, особенно в те моменты, когда витраж лишен должного освещения.
Эстетическое осмысление витража с точки зрения его светоносности имеет свою историческую судьбу. Остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в оконный проем. Мозаика из цветных стекол появилась позже, а свинцовая пайка повлияла, в свою очередь, на весь образный строй витража и уже в X ~ XI в.в. способствовала его превращению в уникальное искусство. К этому времени витраж выбрал свое основное местонахождение: расположившись в оконных проемах, он приобрел здесь все характеристики монументально-
16 Качалов Н. Стекло., М., 1959. с. 176
18
декоративного искусства. Его основной задачей стало участие в создании единого образа храма, того мистического пространства, которое без "витражной” организации света не смогло бы стать столь впечатляющим.
Актуализированная культурой модерна возможность использования витража в искусственном освещении позволила ему (помимо прежних областей применения) закрепиться в области создания светильников, а далее
- и других предметов бытового назначения. Витраж смог и в этом случае найти свою "точку опоры", овладев новыми технологическими и художественными возможностями, которые соответствовали новым граням его посреднической функции.
Благодаря способности витража организовывать светоцветовую среду формировались и сами изобразительные компоненты, его составляющие (сюжетное начало, композиционное решение, цветовое пятно и т.д.)
Для витражного искусства свойственно особое единство изображения с его фоном, с поверхностью стекла, обладающего своими характерными возможностями. Прозрачность стекла остается, прежде всего, материальной поверхностью для витража как декоративного искусства, поверхностью, которая диктует определенные приемы абстрагирования и плоскостность изображения.
Выразительные средства, свойственные только искусству витража (синтез света и цвета, фактура стекла, линеарность протяжки), раскрывают перед ним особые художественные возможности, но ставят также и свои ограничения. И хотя здесь участвуют все те же средства, какие вообще характерны для изобразительного искусства (линия, пятно, цвет и т.д.), однако в витраже они подчинены особой декоративной задаче. Здесь изобразительность не получает такого же сюжетного значения, как в других видах монументально-декоративного искусства, где декоративные решения нередко могут иметь ясно прочитываемое сюжетное начало.
- Київ+380960830922