Введение
СОДЕРЖАНИЕ
2
3
Первая глава
ЦИКЛ ПРОГРАММНЫХ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ 12
1.1 К истории становления фортепианных
программных циклов в русской музыке 12
1.2 Циклические программные фортепианные сочинения
в русской музыке первой половины XX века 24
1.3 Фортепианные программные циклы отечественных
композиторов второй половины XX века 44
Вторая глава
ЦИКЛ ФОРТЕПИАННЫХ ПРЕЛЮДИЙ
В РУССКОЙ МУЗЫКЕ 75
2.1 К истории цикла фортепианных прелюдий 75
2.2 Цикл фортепианных прелюдий в творчестве
отечественных композиторов первой половины XX века 85
2.3 Цикл фортепианных прелюдий во второй половине XX века 102
Заключение 129
Библиография 133
Приложения: с
Б Литературно-поэтические источники 153
II. Нотные примеры 159
ВВЕДЕНИЕ
Значительный пласт фортепианного творчества отечественных композиторов составляют особые виды многочастных композиций - циклы программных пьес и прелюдий. В течение двух последних столетий было создано свыше пятисот сочинений такого рода. Со времени появления ранних фортепианных циклов в русской музыке (композиции Н.Титова, М.Глинки, Л.Гурилева, А.Даргомыжского, других мастеров первой половины XIX века), эти многочастные формы начинают развиваться достаточно активно. В циклах
А.Рубинштейна, П.Чайковского, М.Мусоргского, Ц.Юои, Ан.Лядова,
С.Скрябина, А.Глазунова, А. Аренского, С.Рахманинова, Н.Метнера происходило формирование образно-тематических, жанровых и композиционных констант, характерных для данных структур. Постепенное открытие композиторами определенной емкости, возможности одновременного сопряжения разных тем и образов в программных пьесах и прелюдиях привело к появлению в них качеств, необходимых для воплощения многогранной в своих явлениях картины мира1.
Изменение ракурса ее восприятия в разные исторические периоды неизменно находило отражение в данных формах и было обычно связано с расширением круга затрагиваемых образов, средств их музыкального воплощения. На протяжении XX века в циклах программных пьес и прелюдий происходили весьма существенные процессы, в результате которых значительно расширилось образно-стилевое поле, проявились оригинальные свойства архитектоники, музыкального языка, связанные с общими тенденциями времени.
Вместе с тем, до сих пор эти циклические формы не были объектом специального исследования. Малоизученными остаются программные циклы и прелюдии многих композиторов, в том числе А.Гречанинова, С.Майкапара,
1 Отмстим, что уже во второй половине XIX века циклы программных пьес разного масштаба пишут художники практически всех национальных школ. Наиболее значимыми явлениями в рассматриваемой области являются произведения Э.Грига, И.Брамса, Б.Сметаны, Л.Дворжака, З.Фибиха, И.Лльбеннса, Э.Гранадоса, Э.Мак-Доуэлла, К.Дсбюссн, М.Равеля. Важен и тот факт, что программные циклы создают композиторы, весьма редко обращавшиеся к фортепианной музыке (Р.Вагнер, Ж.Бнзе, Р.Штраус, К.Сен-Санс. М.Регер), что свидетельствует об особой притягательности этой жанровой формы.
18
последовательного тонального объединения пьес, при котором в одном из разделов пьесы появляется основная тональная краска следующего номера (Си мажор в «Концертном полонезе» №7 - и «Диалоге», №8 из Восемнадцати пьес ор.72 П.Чайковского).
Решающую роль в циклообразовании начинают играть и некоторые композиционные элементы, в том числе - обрамление цикла, которое возникает благодаря тематическим, жанровым, ладотональным связям. При этом обозначенные в обрамлении смысловые акценты подчеркивают идею развития «внутреннего» сюжета.
В этот же период в программных фортепианных циклах определяется достаточно устойчивый круг тем, при этом значительно расширяется зона лирики, открывается многообразие пейзажных звукообразов. Настроения, созвучные картинам природы, запечатлены во многих композициях, в том числе в цикле «Воспоминания о Гапсале» (1867), «Времена года» П.Чайковского, «На южном берегу Крыма» (1874) М.Мусоргского. Пленэрные мотивы нередко органично вплетаются в общую композицию, образуя выразительный эмоциональный «фон» (большая часть циклов П.Чайковского, в том числе - «Детский альбом», Двенадцать пьес средней трудности ор.40, Шесть пьес ор.19 (1873), Восемнадцать пьес ор.72; «В Арджанто» Ц.Кюи). Пленэрные «картины» и пленэрный «фон» взаимодополняют друг друга, определяя характер «пейзажей-настроений», запечатлевая музыку «поющих сил природы» (Б. Асафьев) [17,55]. «Природа, - продолжает Б.Асафьев, - и фон, и стимул, и свидетель, сочувствующий влюбленности, и мир явлений и образов, в которые включаются человеческое сердце и мысль, родные для всей действительности» [17,94].
Важно отметить, что сохраняют свое значение и танцевальные прообразы, появление которых также дает возможность более определенно раскрывать то или иное поэтическое чувство как в развернутых (П.Чайковский,
19
В.Щербачев14), так и в малых (Н.Римский-Корсаков, А.Глазунов, Ан.Лядов15)
циклах программных фортепианных пьес.
Семидесятые годы XIX столетия ознаменованы обращением М.Мусоргского, П.Чайковского, А.Дюбюка10 к теме детства. «Встречное» движение, связанное со стремлением художников создать выразительный визуальный ряд к «детскому» музыкальному опусу, возникает в живописи17. Внимание к детской теме в искусстве усилилось не случайно и было подготовлено общими процессами, затронувшими западноевропейский и русский быт XIX столетия. «В этом культурном мире складывалось особое детство. Детям не только стали шить детскую одежду, не только культивировались детские игры - дети очень рано начинали читать», - пишет Ю.Лотман [129,62]. Одновременно возникли детские балы, на которых вместе собирались как совсем маленькие дети, так и девушки-невесты 12-14 лет: «Здесь непринужден пая обстановка детской игры незаметно переходит в увлекательное кокетство» [129,63].
Многие явления детского быта получили претворение в детском фортепианном цикле и послужили прообразами основных его тем: танца, сказки, повествования, путешествия, а также игры. Соприкасаясь с детским бытом, поэтизируя его, художники раскрывали особый мир, в котором подчас
14 Имеется в виду развернутый (16 пьес) цикл В.Щсрбачева «Феерии и пантомимы» (Feeries et Pantomimes. Scene et Morceaux detacher pour piano, 1894), n который входят следующие номера: Prologue symphonique; Au Jardin. Saynite; Au Rautt.Bluett; BoufFonncrics.Scherzo; Le Merretin Amoureux. Serenade-valse; Le Burdon. Impromtu; La Fee Mystérieuse. Apparition; Danses caractérisées. Rondo pantomimique; Papillons. Divcrtisenicnt-Intcrmezzo; Choeur danse; Margerite. Ballade; La Géant. Fantasmogorie; Concert de Bergers. Pastorale; Chinoiseries; Cortege de Moines. Seen de nuit; Epilogue.
15 Так. П.Римский-Корсаков создает 3 пьесы op. 15: Вальс. Романс, Фуга; 2 пьесы ор.38: Прелюдия-экспромт, Мазурка, (1875 и 1894). М.Глазунов пишет 3 миниатюры: Пастораль; Полька; Вальс, (1S93). Танцевальные диптихи привлекаю! и АнЛядова, среди них-2 пьесы: Вальс, Мазурка (1884); 2 мазурки (1887).
10 А.Дюбюк создал «Альбом для детей» (1871), а также - ряд пьес, объединенных п сборник под названием «Детский музыкальный вечер» (1881).
17 Речь идет о титульном листе к «Детской» (1872) М.Мусоргского: «Иллюстрация И.Рспина поистине удивительна соединением традиций русского лубка со старинным западноевропейским живописным принципом «симультанного действия»,- отмечает Р.Верченко,- одновременно разворачивающегося сразу в нескольких плоскостях и интерьерах. Все они в данном случае сведены воедино с помощью метафорической и в то же время почти реальной конструкции некоего дома, на этажах и в комнатах которого живет, играет, спит, плачет, прячется множество детей вместе со своими мамами, нянями, кошками, игрушечными лошадками, деревянными сабельками (из детских игрушек выложено и название цикла «Детская»). Часть фигур, изображенных великим живописцем, поддерживает свод с надписью: «Музыка и слова М.Мусоргского». Все это, вместе с взятое, создаст картину одновременно и абсолютно условную, и предельно реалистичную. Картину, насквозь пропитанную театральностью, насыщенным и многоплановым сценическим действием. Каргину, которая при всей кажущейся се наивности, дорастает в своем символическом обобщении до уровня аллегорического памятника, поставленного композитору еще при его жизни.[24,5 7].
- Київ+380960830922