СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................3
1. Постановка проблемы; историография вопроса.......................3
2. Исторический обзор деятельност и Эбби-театра с 1899 по 1939 год.36
ГЛАВА 1. Второй период деятельности Эбби-театра (1939-1966 гг.)....74
1.1. Годы войны; послевоенный кризис (1939-1951 гг.)...............77
1.2. Вынужденное изгнание. Годы выживания (1951-1966 гг.).........113
ГЛАВА 2. Третий период деятельности Эбби-театра (1966-1999 гг.)...143
2.1. Возрождение международной позиции театра; значение художественного руководства в процессах обновления (1966-1985 гг.)..147
2.2 . Возвращение к истокам (1985-1999 гг.).......................202
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................233
Источники и литература............................................241
3
ВВЕДЕНИЕ
1. Постановка проблемы; историография вопроса
Актуальность темы. Диссертация посвящена малоизученному периоду деятельности ирландского национального Эбби-театра1, одного из самых интересных и своеобразных творческих организмов, появившихся на стыке XIX и XX веков. Возникший в период, названный «Ирландским возрождением», Эбби-театр играл и ныне продолжает играть важнейшую роль в культуре Ирландии.
О решающем значении Эбби-театра в судьбе Ирландии пишет его историк Роберт Уэлч: «В двадцатом столетии Ирландия, наконец,
реализовала свой драматический потенциал: братья Фэй, Мэри Ник Шиублей, Ф.Дж. Мак-Кормик, Барри Фитцджеральд, Шиобан Мак-Кснна -вот имена величайших актеров этого времени. Все они своим творчеством представляют Ирландию, готовую воспринять ужасы и тайны своей действительности и в первый раз взглянуть на свое истинное отражение. Однажды на семинаре в Колерэне Френк Мак-Гиннес, описывая необычайный успех ирландских драматургов и актеров в Лондоне в ] 8 веке, сказал, что и в Друри Лейн2 и в любом другом месте, ирландцы постоянно ищут возможность заявить о себе, сказать «мы здесь; мы существуем».
В двадцатом столетии Эбби-театр стал одним из тех особых мест, где ирландцы могли сказать себе, и друг другу: «Мы здесь, мы существуем. Вот так мы говорим; так мы живем. Вот какими страшными мы бываем. Вот наша слабость, вот наша боль. Вот наша память, вот чем мы гордимся и чего
1 В различных изданиях встречаются разные варианты написания названия театра (Abbey theatre - Театр аббатства; Эбби-тиэтр; Эбби-театр). Автор настоящей диссертации следует за написанием , предложенным Хайченко Е. Г. в статье «Знакомые незнакомцы из Дублина» («Театр». 1988 Х®8.
2 Знаменитый лондонский театр, с 1747 по 1776 года руководимый знаменитым актером Дэвидом Гарриком, ирландцем по происхождению.
24
Интересная тема связи ирландского театра с театральным искусством Нового Света подробно раскрывается в работе М. Кореневой «Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы»54, вышедшей в 1990 году. В этой работе много говорится об особом пути театров США и Ирландии, сходство между которыми выражается в первую очередь в условиях возникновения этих двух театральных традиций в конце XIX - начале XX века. Их основное отличие заключалось в том, что к тому периоду времени и в Ирландии, и в США отсутствовала своя национатьная театральная традиция. В Америке на сцене господствовала мелодрама и отчасти европейская классика, которые были достоянием коммерческого театра. Ирландские театры к концу XIX века были частью английской театральной коммерческой системы. Если в ведущих странах Европы происходит реформа уже существовавшего вида искусства, каким бы коренным преобразованиям оно ни подвергалось, то в Ирландии и в Америке шел двусторонний процесс: во-первых, создавался новый отсутствовавший в рамках национальной традиции род литературы, а во-вторых, эта задача осуществлялась на основе новой, т.е. реформированной драмы.
Особой полнотой и глубиной отличается работа Н. В. Тишуниной «Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма»55, вышедшая 1994 году. В этом исследовании драматургия Йейтса впервые рассматривается комплексно, при взаимовлиянии различных частей этого вопроса:
«Трагическая реальность Ирландии остро и мучительно переживалась Йейтсом в его поэзии. И в то же время, как это ни парадоксально, Йейтс видел своеобразное преимущество ирландских писателей в том, что они живут в обстановке исторического кризиса, «который вызывает к жизни литературу, так как рождает страсть. Когда я встречаюсь с английскими и
54 Коренева М Творчество Юджина О’Нила и пути американской драмы. М., 1990.
55 Тишунина Н.В. Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. Л., 1994.
25
американскими писателями, я вижу, что они очень усердно и искренне пытаются открыть с помощью философии и критического анализа совершенные и дотоле неизвестные художественные формы, но <...> открытие помогает, если найдена тема, само по себе оно темы не дает». Это замечание очень важно для понимания художественной позиции Иейтса. Ибо
с/
очень часто раннего Иейтса упрекали в оторванности от жизни, созерцательности, позднего - в снобистском высокомерии, формальной усложненности, в демонстративной элитарности. Но никогда формальные поиски не были для Йейтса самоценными. В его произведениях и поэтических, и драматургических возникал метафорический образ Ирландии, с ее болью и страданием. Трагедия страны была и его трагедией, и «трещина расколовшегося мира» глубоко пролегла и через его сердце»56.
Несмотря на то, что годы деятельности Йейтса буквально не входя!' в тему диссертации, эта и другие работы Тишуниной57 все же представляют интерес для данного исследования. Их глубина и исчерпывающая подробность позволят проследить связи творчества более поздних ирландских драматургов с творчеством Йейтса, обнаружить пути продолжения его традиции. А одна из этих работ, «Тема национально-освободительной борьбы в ирландском театре XX века», содержит полезную информацию непосредственно для глав диссертации.
Если в работах Тишуниной в центре внимания оказывается Йейтс и его
со
драматургия, то в книгах Ряполовой основное внимание уделяется самому Эбби-театру. По содержанию исследования Ряполовой ближе к данной диссертации. В них говорится как о драматургах Эбби-театра и их пьесах, так и о самих спектаклях, актерских работах, сценографии и костюмах и о
56 Тшиунина //. В. Театр У. Б. Йейтса и проблема развития западноевропейского символизма. С. 163-164.
57 Тшиунина Н.В. Тема национально-освободительной борьбы в ирландском театре XX века. Учебное пособие. Л., 1977; Тшиунина Н.В. У.Б.Йейтс и становление теазральной культуры в Ирландии. Л., 1978.
58 Ряполова В.А. У. Б. Йейгс и ирландская художественная культура, 1890-е - 1930-е годы. М., 1985; Ряполова В.А. Театр аббатства (1900-1930-е гг). Очерки. М., 2001.
- Київ+380960830922