ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Браные узоры как составляющая часть народного искусства: общее и специфическое
§1.1. Браные узоры: понятие и истоки
§ 1.2. Модуль. Типология
§ 1.3. Коэффициент асимметрии соотношения площадей браного и фонового узоров как метод изучения браных узоров
Глава 2. Текстильные изделия с браными узорами русских старожилов Восточной Сибири
§ 2.1. Браные узоры: материал, предметы в истории и культуре старожилов
§ 2.2. Изобразительно-выразительные средства браных узоров
§ 2.2. Декоративность браных узоров русских старожилов Заключение Список литерату ры Приложение 1. Иллюстрации
Приложение 2. Каталог источников и схем браных узоров Приложение 3. Терминологический словарь
3-24
25-37
37-49
49-62
63-88
88-105
105-124
124-140
141-160
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями российского общества в сохранении и развитии национально-культурных и культурно-исторических традиций народов Российской Федерации. Об этом свидетельствуют такие важные государственные документы, как Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), Указ президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».
Работа посвящена рассмотрению вопросов, касающихся народного искусства русских старожилов Восточной Сибири, такой его составляющей, как декорирование текстильных изделий браными орнаментами и их региональным особенностям.
Основные черты русского народного искусства в крае в значительной мере определялись составом и происхождением основного ядра старожильческого населения, которое составили выходцы из северных российских губерний (Вологодской, Пермской, Костромской, Архангельской и др.), переселенцы принесли в регион привычный уклад жизни, нравы, обычаи, веками воспитанные художественные навыки и традиции. Для браных орнаментов свойственно сохранение древнейшей первоосновы, они несут в себе символическое значение, связанное с различными сферами бытия: миропониманием, культурой, укладом и образом жизни, они характеризуются через мотивы, их конфигурацию, сорасположение, цветовое решение, назначение, технологию исполнения. Обладая культурной и художественной ценностью браные орнаменты в определенный исторический период были социально востребованы, поэтому бытовали в регионе как вид народного искусства в течение длительного времени. К первой половине XX в. но историческим, политическим, экономическим и иным причинам они утратили свое значение в куль-
23
ента асимметрии групп браных узоров с характерными закономерностями построения.
Материалы и выводы диссертационного исследования могут найти применение при разработке программ и спецкурсов «Декоративноприкладное искусство народов России», «Дизайн костюма», «Орнамент народов Сибири», при чтении лекций для студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» и для искусствоведов высшего и среднего специального образования; в деятельности краеведческих, этнографических и художественных музеев, при создании историко-культурных экспозиций; а также при создании сценических костюмов для различных фольклорных и хореографических коллективов.
Апробация результатов отдельных положений диссертации прошла в виде докладов на международной научно-практической конференции «Россия и Сибирь: проблемы взаимодействия в региональной политике в исторической ретроспективе» (Иркутск, 2003) и научно-практической конференции «Русский костюм на рубеже эпох» (Иркутск, 2002); сообщений на мастер-классах, проводимых Иркутским областным центром народного творчества и досуга (2002, 2005, 2007 гг.), в областной школе фольклора (2000, 2004, 2007 гг.), в областной мастерской «Русский костюм» (2004 г.) и «Искусство вышивки» (2006 г.).
Исследовательские материалы использовались диссертантом при составлении учебного курса по ручной вышивке и педагогической практике.
Результаты исследования отражены в 10 научных публикациях, в том числе в научном журнале «Вестник Иркутского государственного технического университета», включённом в перечень журналов ВАК, общим объемом 6 п.л. и книге-альбоме объемом 21,6 уел. пл.
Положения, выносимые на защиту.
1. Браные узоры на текстильных предметах старожилов Восточной Сибири, существовавшие в определенный исторический период, являются частью русского орнаментального искусства; они обладают художественной
24
ценностью, несут определенную смысловую нагрузку и имеют региональные \ особенности.
2. Разработка технологии воссоздания схем браных узоров и создание свода использовавшихся в композициях декора на предметах быта орнаментальных мотивов, обнаруженных на натурных образцах, остатках изделий, а также на копиях, зарисовках и фотографиях недоступных или утраченных памятников материальной культуры.
3. Результаты искусствоведческого анализа браных орнаментов, позволяющие выделить такие общие черты как узнаваемость характерных орнаментальных мотивов, архаичность их происхождения, монохромность (они традиционно выполнялись красным цветом), браная техника исполнения, используемый материал, назначение, полифункциональность, изобразительновыразительные средства создания художественного образа: геометрическая стилизация, ритм, симметрия, динамика, статика, контраст, нюанс, гипербола, тектоника и др.
4. Количественный метод оценки соотношения площадей браного и фонового узоров, позволивший сравнить орнаменты разных групп с характерными закономерностями построения и выявить способы построения орнаментов с узором и фоном, одинаковыми по начертанию.
5. Эстетическое значение изделий с браными узорами заключается в ценности художественной организации среды обитания людей (жилища). Будучи сакральными предметами, они были необходимыми атрибутами, сопровождавшими человека от рождения до смерти. В социальной жизни при непосредственном использовании предметов с браными узорами происходили все важные события, так как считалось, что они обладают защитной, благо-пожелательной, целительной и объединяющей силой.
- Київ+380960830922