ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................1
Уильям Моррис и проблема возрождения шпалерного ткачества. Историография...........................................................11
Часть I. Уильям Моррис и средневековье..................................22
Глава I. Формирование интереса Уильяма Морриса к средневековью..........22
Глава II. Идея средневековья в литературном наследии Уильяма
Морриса.................................................................32
Глава III. Эстетическая система Уильяма Морриса.........................39
Часть II. Уильям Моррис и проблема возрождения традиций средневекового шпалерного ткачества.......................................56
Глава I. Уильям Моррис и шпалерное ткачество..............................57
Глава II. Шпалеры, созданные Уильямом Моррисом, и подлинные средневековые шпалеры, относящиеся к «Золотому веку» шпалерного
ткачества.................................................................66
Глава III. Возрождение искусства шпалеры на основе традиций средневекового шпалерного ткачества: Уильям Моррис и Жан Люрса.
К проблеме влияния средневекового наследия на современные произведения в области ткачества........................................................117
Заключение........................................................134
Приложение I. Возрождение шпалерного ткачества. Интервью с м-ром
Уильямом Моррисом.................................................139
Приложение И. Мертонское аббатство................................145
Приложение III. Современные копии шпалер Мертонского аббатства....151
Литература
156
ВВЕДЕНИЕ
Возрождение искусства шпалеры связывают, как правило, с первой половиной XX века и главной фигурой этого процесса провозглашается Жан Люрса, творчество которого оказало огромное влияние на последующие поколения художников, работающих в области шпалерного ткачества. Однако первая попытка возрождения искусства шпалеры была предпринята еще в XIX столетии, и именно Уильям Моррис (1834 - 1896) впервые понял важность средневековых традиций для обновления пришедшего в упадок ремесла, сделав средневековые шпалеры источником вдохновения и своих теоретических построений. Произведения и взгляды Морриса рассматриваются в диссертации как художественно-эстетический феномен, позволяющий уточнить роль Морриса в процессе возрождения и обновления шпалерного ткачества, поскольку именно традиции шпалерного ткачества средних веков стали той основой, которая привела к развитию шпалеры в XX веке.
Актуальна работа еще и потому, что обращается к двум важным для искусствоведения темам - к титанической фигуре Уильяма Морриса и к истории шпалерного ткачества - заслуживающим гораздо большего внимания, чем им принято уделять в нашей стране.
К сожалению, кто такой Уильям Моррис и что он сделал для шпалерного ткачества известно в России лишь специалистам; к тому же представления о том, что же такое шпалеры в целом, далеки от совершенства. В качестве вопиющего примера непониманию самой сути шпалерного ткачества можно привести вышедшую в начале 2005 года в журнале Antiq.info статью Е. Ромашовой, посвященную мильфлерам серии «Дамы с единорогом» (Ромашева Е. Тайны «Дамы с единорогом». Символика средневекового искусства шпалер // Antiq.info. 2005. № 24/25. С. 88 - 91)1. Несомненно, журнал этот не является
1 Мильфлеры «La Dame a la Licorne» (Музей Клюни), бесспорно, самые известные из всех средневековых ковров, о чем свидетельствует как наличие обширной литературы им посвященной, так и тиражирование в массовой культуре (открытки, календари, выполненные на жаккардовом станке подушки с фрагментами той или иной шпалеры серии и т.д.). Говоря об истории средневекового шпалерного ткачества невозможно обойти стороной эти шесть загадочных мильфлеров, вызвавших столько споров и дискуссий.
через 100 лет в 1994 году, не мог обойти стороной период, связанный с Мер-тонеким аббатством. Соответственно, не могли они не упомянуть в связи с этим о роли шпалер в жизни Морриса, начиная с детства, когда на него, например, произвели сильное впечатление шпалеры, украшавшие охотничий домик королевы Елизаветы, - вопрос лишь в том, насколько подробно освещена эта проблема в той или иной работе.
Если говорить о русских авторах, то к этому разделу можно отнести лишь вышедшую в 1991 году книгу JI.B. Спицыной «Уильям Моррис. Жизнь и творчество», но, к сожалению, она, как по объему (138 с.), так и содержанию, выглядит блекло на фоне работ западных коллег. К тому же автор этой монографии филолог, а потому творчество рассматривается однобоко, а в трактовке искусствоведческих реалий обнаруживаются ошибки. Так согласно JI.В. Спицыной: «В августе 1857 года У. Моррис и Э. Берн-Джонс ... приступают к росписи зала Союзов Оксфорда. Мотив средневековых легенд о Тристане, Изольде и Паламиде сочетался с каскадом желтых подсолнухов. Молодой художник передает содержание средневековой легенды с помощью атрибутов современного ему мира. Подсолнух не был находкой начинающего художника, он был любимым цветком английского декаданса и французских импрессионистов»13. Но ведь импрессионизм зарождается лишь в 1860-х (не говоря уж об английском декадансе), а первая выставка импрессионистов состоялась в 1874 году, к тому же подсолнухи, если пользоваться определениями автора, скорее любимые цветы постимпрессионизма (мгновенно вспоминается Ван Гог), нежели импрессионизма. Для понимания же вклада Уильяма Морриса в историю шпалерного ткачества книга «Уильям Моррис. Жизнь и творчество» и вовсе совершенно бесполезна.
Гораздо больше пользы может принести, например, прочтение статьи A.A. Аникста «Моррис и проблемы художественной культуры» предваряющей сборник избранных статей, лекций и писем Морриса, вышедших в русском переводе в 1973 году. Здесь нужно сразу отметить, что статья 1888 года
13 Спицына Л.В. Уильям Моррис. Жизнь и творчество. М., 1991. С. 6.
«Текстиль»14, основополагающая для понимания отношения Морриса к шпалерному ткачеству, на русский язык не переведена, так же как и опубликованное в журнале «Студио» в 1894 интервью с ним Аймера Вальянса15, которое также является основным источником для темы «Моррис и возрождение шпалерного ткачества». Перевод последнего источника вместе с комментариями к нему приведен ниже, в приложении к настоящему исследованию.
Возвращаясь к статье Аникста, можно отметить, что эти 42 страницы текста в чрезвычайно сжатой и емкой форме дают представление о различных гранях разносторонней личности Морриса, его биографии, творчестве (хотя шпалерное ткачество лишь упомянуто), эстетических представлениях и культурном контексте - эго прекрасный очерк, позволяющий читателю «открыть» для себя Морриса. Не случайно, работа эта будет опубликована вновь в 1987 году, как первая статья сборника «Эстетика Морриса и современность», о котором речь пойдет ниже.
К собственно биографиям примыкают и воспоминания о Моррисе и его творениях. В качестве примера можно привести описание шпалер Морриса, выставленных на Парижской выставке 1913 года, и размышления об их авторе, оставленные A.B. Луначарским, одним из крупнейших представителей русского рабочего движения, который восторженно пишет о Моррисе, как о человеке идейно ему близком в статье «Уильям Моррис в Париже», опубликованной в мае 1914 года в газете «Новь». «Этот человек», - писал он о Моррисе - «всю жизнь изучавший все новые ремесла, внесший огромную красоту в свои стекла, глины, переплеты, типографские произведения, в свои бумажные обои, свои материи, мебель, ковры, кафели и т.д. и т.д., чувствовал себя поистине рабочим. Звание подлинно достойного рабочего, производителя очеловеченных вещей, добросовестного производителя их, стало быть артиста и отца красоты, Моррис считал гораздо более высоким, чем звание «чистого» художника, часто за гениальным капризничанием забывающего трудную про-
u Morris W. Textiles //Arts and Crafts essays by members of the Arts and Crafts Exhibition Society. London & Bombay, MDCCCXCIX. P. 22 - 38.
13 Vallance A. The Revival of tapestry-weaving. An interview with Mr. William Morris // Studio. 1894. Vol. III. P. 99-101.
- Київ+380960830922