Ви є тут

Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков

Автор: 
Ястремский Тимур Сергеевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
227
Артикул:
175217
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..............................................................с.4
I. Танцевальная электронная музыка в культуре XX века
1.1 Социально-культурные предпосылки возникновения и популяризации танцевальной электронной музыки в XX веке............................с. 19
1.2 История формирования и развития танцевальной электронной музыки в XX - начале XXI веков. Понятие «танцевальная электронная музыка»............................................... с.36
1.3 Классификация стилей танцевальной электронной музыки........... с.74
Выводы по I главе...............................................с.109
II. Технологические аспекты создания танцевальной электронной музыки на современном этапе развития музыкальной культуры
2.1 Средства выразительности танцевальной электронной музыки с.111
2.2 Студийная практика в процессе создания танцевальной
электронной музыки..............................................с. 127
2.3 Основные направления создания произведений танцевальной
электронной музыки...............................................с.142
Выводы по II главе...............................................с.167
III. Особенности реализации танцевальной электронной музыки
3.1 Формы реализации произведений танцевальной электронной музыки в социально-художественном пространстве
современной культуры..........................................с. 169
3.2 Представление танцевальной электронной музыки
в рамках дискотек.............................................с.180
3.3 Представление танцевальной электронной музыки в виде публикаций на компакт-дисках и других носителях, а также
в рамках радийных и телевизионных эфиров......................с.194
Выводы по III главе............................................с.207
Заключение ......................................................с.208
Список литературы.................................................с. 213
21
венных ему одному формах. Нередко оно предчувствует приближение общественного перелома до того (подчас задолго до того), как внешние события запечатлеют летописцы. Музыка в этом отношении - чуткий организм...»1.
B.Д. Конен рассматривает несколько примеров, в том числе симфонии Г. Малера, в которых слышится «прощание с эпохой гуманизма», «тоска по уходящему миру». Данная идея прослеживается и в опере «Воццек» А. Берга, в которой происходит смена «героического романтического героя» на образ «маленького человека», задавленного и униженного «сильными мира сего». Б.В. Асафьев в свою очередь отмечает, что в XX веке музыка «восприняла, как восприняла и поэзия, и живопись, все красивое и безобразное, чем живет современный город и современная толпа.. .»2.
Начало XX века в западноевропейской музыкальной культуре отмечается бурной нигилистической реакцией на романтизм с его идеализацией, сентиментализмом и нарочитой красотой. Композиторы стремились найти принципиально новые средства выразительности, способные отразить новое время, эпохи перемен, глобальных войн, революций, научно-технических достижений. Как отмечает в своих исследованиях В.Д. Конен, «выразителем антилирических настроений в музыке стали политональные эффекты (наложение двух или трех тональностей одна на другую в одновременном звучании); аккорды, построенные не на терцовой основе (как строятся все гармонии классицистского и романтического стилей), а на диссонирующих интервалах... ; пустая линеарная фактура, лишенная гармонической заполненности; мелодика, утратившая закругленную плавную песенность, максимальная детализация и дифференциация тембровых эффектов и т.п. Короче говоря, распалась и рухнула та целостная система гармонии, ритма, мелодики и инструментовки, на основе которой воздвигался музыкальный язык XVIII и XIX столетий»3. Как выявило исследование, огромное значение во всех направлениях музыкального искусства
1 Конен В.Д. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыкальной культуре XX века. - М.: Музыка, 1994. -
C.87.
2 Асафьев Б.В. О музыке XX века. - Л.: Музыка, 1982. - С. 156.
3 Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки - М.: Музыка, 1997. -С.95.
22
XX века приобретает ритм. Так, совершенно справедливо в своих трудах отмечает российский музыковед В.Н. Холопова: «XX век - «век ритма»... «Ритмическая музыка» XX века... была ответом на возросшую в этом столетии активность образа жизни человека. ...Ритмика потребовала такой же работы, как сочинение тематизма, гармонии, музыкальной формы»1.
Поиски музыкантов XX века в сфере средств выразительности, способных выразить новое мироощущение привели к возникновению музыкального направления - авангардизм. Оно, по нашему мнению, является также одним из факторов, способствовавших возникновению танцевальной электронной музыки, так как дух эксперементальности, стремление к новому, необычному привело авангардистов к внедрению в сферу музыкального искусства технических новаций в качестве средств выразительности музыки.
л
Основой авангардного сознания являлся «культ нового» . Наличие новизны становилось неотъемлемой составляющей качественного опуса. Послевоенное поколение творцов стремилось догнать упущенное за последние годы. Также была важна идея имманентного развития музыки, независимого от общественных целей. Как отмечает в своих исследованиях отечественный музыковед С.И. Савенко: «Чистый эстетизм получает в эти годы отчетливую технократическую окраску: именно научно-технический прогресс олицетворяет высшую объективность, позитивную цель, неподвластную идеологическому манипулированию и догматическому искажению»3. Данный взгляд на музыкальное искусство включает в себя и особое его восприятие слушателями. Музыка должна восприниматься как абсолютная ценность, реальность, которую слушатель не должен пытаться понять.
Так, например, особый интерес в рамках тематики данного исследования представляют взгляды на взаимосвязь восприятия музыки и изменившихся ус-
1 Холопова В.Н. Ритмические новации // Русская музыка и XX век: Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры XX века / Ред.-сост. М.Г. Арановский. - М.: Изд-во ГИИ, 1997. - С.554, 585-587.
2 Савенко С.И. Карлхайнц Штокхаузен И XX век. Зарубежная музыка: очерки и документы: вып.1 / под. ред. М. Арановского и А. Баевой. - М.:Музыка, 1995. - С.ЗО.
л Савенко С.И. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка: очерки и документы: вып.1 / под. ред. М. Арановского и А. Баевой. - М.: Музыка, 1995. - С.ЗЗ.