Ви є тут

Проблемы дефиниции музыкальной культуры Месоамерики в контексте ее историко-культурного развития

Автор: 
Добрушкин Глеб Леонидович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
175423
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава I. Теоретические предпосылки исследования музыкальной культуры Месоамерики.......................15
§ 1. Определение сферы изучаемого поля исследования.................15
§ 2. Краткая историческая характеристика изучаемого района..........30
Глава И. Проблемы типологии месоамериканской музыкальной культуры.........................40
§ 1. Место и роль музыкального фольклора и его особенностей
в процессе смены исторических формаций Месоамерики-Мексики 58
§ 2. Выявление и анализ дуалистических тенденций
музыкальной культуры ритуально- церемониального цикла...........76
2.1. Письменные артефакты .....................................84
2.2. Археологические артефакты.................................93
2.3. Этнографические источники.................................95
§ 3. Зарождение и развитие признаков
профессиональной музыкальной культуры..........................104
§ 4. Реконструкция некоторых форм светского музицирования
конца XIV - начала XVI века в Месоамерике......................129
Заключение ........................................................156
Список сокращений..................................................161
Список использованной литературы .................................162
Приложения.........................................................182
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Широкий исследовательский интерес к музыкальной культуре Латинской Америки, заметно проявившийся в середине XX века, был обусловлен стремлением глубокого изучения сложных проблем межкультурных взаимодействий, открывающих новые страницы в истории музыкальной культуры мира. Определяющая черта истории Месоамерики (Мексики) - постоянное динамическое взаимодействие различных элементов: расово-этнических, культурно-типологических, художественно-творческих. До начала XVI в. это определялось внутриматериковыми взаимодействиями (см. § 2, гл. I), после открытия Нового Света и Конкисты (завоевания) - это, в первую очередь, взаимодействия с западноевропейской и африканской культурами, что позволяет представить музыкальную культуру современной Мексики как некий своеобразный гибрид, возникший в результате смешения противоположных миров, различающихся, прежде всего, по уровню социально-экономического и художественного развития. Однако процесс интеркультурного взаимодействия, формирующий принципиально новые типы отношений между художественными культурами, в свою очередь нивелирует их самобытность в общем синтетическом контексте. Таким образом, вызревает естественное стремление в дефиниции, самоопределении своих национальных характеристик и особенностей. Своего отдельного структурно-типологического анализа требует и музыкальная культура Месоамерики, как составляющая часть всей месоамериканской культуры, часто объединяющаяся определением
«народный фольклор». Также представляется необходимым анализ самих
}• .
причин й процессов смысловых смещений понятий и определений, возникших в результате пересечения различных культур, а также адекватности осмысления их категориальных дефиниций на протяжении истории изучения музыкальной культуры Месоамерики как объекта исследования. Поэтому особое значение приобретает задача, связанная с изучением национальных музыкальнохудожественных традиций в контексте исторического развития региона и
19
(«Закат Европы» [114], в котором формулируется важный для данного исследования тезис о принципиальной несхожести и различиях между культурами), до упоминавшихся уже «Очерков» русского ученого А.Ф. Лосева, а также А. Саласара, Я. Буркхардта, В. Ярхо и др. Множественность научных подходов, особенно последнего столетия, находит одну из важных точек пересечения мнений в принципиальном видении античности не как навсегда застывшей и неизменной формы. Так, Курт Хюбнер во II части «Прошлое как функция настоящего» своей «Критики научного разума» видит объяснение этого свойства в том, что «по мере увеличения временного расстояния, событие предстает перед нами в разнообразных связях с другими, более поздними событиями» [110, с. 267]. Или, используя высказывание А.Ф. Лосева, необходимо выделить, что каждая последующая эпоха «старалась найти в античности оправдание своей картины мира» [67, гл. IV]. И как следствие «оправдания своего» - изменялся и сам объект, с которым происходило сравнение. В этом заключается своеобразный парадокс. «Оригинальность, неповторимость и величие исторического явления не могут быть узнаны до того, как оно (явление) переживет свой конец» [110, с. 267]. То есть, «ни одна система не раскрывается сразу, она может полностью развиться только с течением времени и тогда проявить свои возможности, свое жесткое ядро, свои основные идеи, противоречия и проч. И сегодня можно наблюдать, как в процессе развития исторический объект сам вынуждает нас изменять взгляд на то, что в нем важно, а что нет, и как вслед за изменением объекта меняется и сама его тонкая структура и способы его интерпретации. Причем фраза «объект меняется» означает не что иное, как то, что исторический объект вступает в новые отношения с более поздними событиями... При каждом новом стечении обстоятельств он предстает в новом свете, приобретая новый интерпретационный потенциал» [Там же].
Представляется необходимым особенно подчеркнуть эти свойства «изменчивости» исторического объекта, предложенные К. Хюбнером в контексте «оправдывания своей картины» мира А.Ф. Лосева. При дальнейшем
20
детальном анализе музыкальной культуры Месоамерики придется не раз столкнуться именно с такими явлениями, вызванными «смещением» смысловых категориальных дефиниций. В свою очередь, предлагается условно определить сущность подобных явлений как «переакцентировку» общеизвестных фактов и ценностей. Предложенное определение «переакцентировка», безусловно, не замыкается только на анализе исторического спектра научной мысли, связанной с музыкальной культурой Месоамерики. Не давая терминологического обозначения, но выявляя идентичные тенденции в Европейской культуре, Г.В. Драч подчеркивает: «поразительно, но сейчас, в начавшемся XXI столетии, опять возникают сомнения в универсальности европейских ценностей» [39, с. 195]. Таким образом, можно заключить, что и сама научная мысль, выраженная в понятиях и определениях, диалектична в своем движении от неустойчивости к устойчивости, и обратно. За разрушением устоев, универсалий следует период тяготения к устою на новом качественном уровне.
Возвращаясь к изначальной задаче определения границ научного исследования музыкальной культуры, можно заключить, что любой исследовательский вопрос, а в данном случае явление музыкальной культуры Месоамерики как составная часть мировой музыкальной культуры, - это открытая система, совокупность объектов, и в хронологическом аспекте имеющая свои предпосылки и прообразы, в момент своего исторического существования вступающая в прямое и обратное взаимодействие с другими системами, отражающими мироощущения человека. Но и после завершения своего исторически временного отрезка продолжающая существовать и оказывать влияние на формирование новых явлений в виде общечеловеческого опыта и традиций. Открытость, как свойство системы - ее способность аккумулировать совершенно различные явления или, наоборот, противостоять некоторым, усложняет задачу определений. Ибо любое определение - это своего рода ограничение. Чтобы сформулировать, необходимо выделить суть, но реальность всегда более многопланова создаваемых систем координат для