Ви є тут

Современная бронзовая пластика Бурятии

Автор: 
Лазарева Ирина Антоновна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
175560
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения скульптуры малых форм
§1.1. Основные методологические подходы к исследованию современного этнического искусства 12
§ 1.2. Генезис бронзовой пластики в Байкальском регионе 32
§ 1 3. Скульптура в традиционной художественной культуре 52
Глава 2. Современная бронзовая пластика Бурятии
§ 2.1. Бронзовая буддийская ритуальная пластика 78
§ 2 2 Фольклорные и героико-эпические мотивы в скульптуре малых форм 95
§ 2 3. Анималистика как продолжение древних традиций 114
Заключение 128
Библиография 131
Приложение I. Иллюстрации 150
Приложение II. Краткие биографии художников 169
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования В современном искусстве наблюдается действие противоположных тенденций - интеграции и дифференциации. Интеграция выражена в унификации духовной жизни народов разных стран и стирании объективных этнокультурных различий, а дифференциация - в осознании своей принадлежности к определенному этносу у многих людей
В силу этого в российском искусствоведении в последнее десятилетие возродился интерес к этническому искусству в целом и к скульптуре малых форм в частности. Современная бронзовая пластика Бурятии - яркий пример вышеуказанных тенденций Основной особенностью данного феномена является отсутствие единой непрерывной традиции и использование нескольких стилей. Изучение такого объединения традиций и стилей, принадлежащих одному региону и разным историко-культурным периодам, актуально для понимания новейших тенденций в бурятском искусстве Кроме того, изучение бронзовой скульптуры малых форм создает предпосылку для историко-культурного сопоставления этого явления с аналогичными видами художественного творчества народов России
Скульптура малых форм часто рассматривается как непрофессиональное искусство малочисленных народов России, приближенное к народному творчеству и промыслам Ввод в научный искусствоведческий оборот до настоящего времени неисследованной бронзовой бурятской пластики, в силу своей новизны, может изменить представления об уровне профессионального искусства Бурятии
Настоящее диссертационное исследование вызвано тем, что большинство научных исследований сфокусировано на изучении устоявшихся художественных традиций и мало работ, в которых анализируются эстети-
Так, основное отличие от привычной западному восприятию скульптуры заключается в том, что при помощи работы с объемом образ не портретируется, не изображается, а скорее, создается, то есть создается иного рода объект. Это связано и с тем, что в скульптурный объект в этническом искусстве изображается не как статичное изображение, а как субъект для различного рода манипуляций (ритуальной) Такой предмет мыслится как нечто, обладающее собственной телесностью С этим связаны такие особенности изображения фигур в незападных культурах, как стремление к изготовлению из одного блока материала (ил 19-22), «обнаженность» фигуры (ил 27,29), присутствие плоскостных изображений (маски, рельефы).
Современная культура России на рубеже тысячелетий представляет собой сложный полиэтнический и поликонфессиоиальный комплекс с активным взаимодействием различных составляющих его национальных сил Искусство народов, как населяющих этнические регионы, так и разбросанных по всей территории Российской Федерации в диаспорах, играет в национальных процессах двойственную роль С одной стороны, оно стимулирует и формирует этническое самосознание, придает эстетический аспект системам самоидентификации, выявляя в художественных образах специфику национальных идеалов и межнациональных различий С другой стороны, способствует взаимопониманию и сближению различных народов на гуманистической основе общечеловеческих ценностей.
Этническое самосознание и самоутверждение ярче проявляется в искусстве, которое опирается на историческую память народа, фольклор в художественном местном наследии, включая, его древние, архаические пласты и религиозную символику
Действительно, как пишет М С. Червонная, в критические моменты общественного развития, в переломные этапы ломки старых идеологических и социальных рамок возрастает роль интеллигенции, которая берет на себя роль лидера и идеолога национальных движений. Эта тенденция ярко
прослеживается в истории массовых национальных движений народов Бурятии конца 1980-х - 1990-х годов - общественных организаций и национально-культурных центров ВАРК - Всебурятская ассоциация развития культуры, школа-студия «Буряад зураг», эвенкийский центр «Арун», центры польской культуры, еврейский общинный центр, немецкий культурный центр и многие другие, которые представляют широкое многообразие форм этнополитической и культурной консолидации народов Бурятии Успех этих движений, уровень их общественной легитимности, степень популярности и содержательная направленность зависит от интеллекта, таланта, авторитета, знаний тех, кто возглавляет данное движение и активно участвует в нем
Анализируя наиболее значительные явления, ведущие тенденции и направления в бурятской скульптуре, как части художественной культуры и искусства Бурятии последнего десятилетия XX века, нами исследуется роль художника и возможности искусства в выражении ориентиров и духовных ценностей национального самосознания, в этнической мобилизации народа на современном этапе.
Некоторые аспекты данной взаимосвязи далеко не исчерпывают проблемы, имеющие большое общественное значение и свои особенные этнопсихологические, социологические, культурологические и творческие глубины и грани Между тем явный дефицит комплексных, возможных на междисциплинарном уровне исследований роли и места творческой интеллигенции в национальных движениях современности значительно обедняет целостную картину, этих движений, оставляет в тени важнейший фактор и рычаг этнической мобилизации В то же время, искусствоведческая наука, профессионально исследуя произведения искусства и творческие биографии художников вне их прямой или косвенной связи с национальными движениями современности, с этническими процессами, с современной этнополитической ситуацией, характеризующей положение разных народов