Ви є тут

Генезис древнего декоративно-прикладного искусства Байкальского региона

Автор: 
Комарова Надежда Петровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
177554
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................................................................3
Глава 1 Древнее искусство Байкальского региона: исторические этапы........13
1.1. Типологизация предметов древнего искусства...........................13
1.2. Развитие декоративно-прикладного творчества во II-I тыс. до н.э. - I тыс. н.э (металлургия бронзы и железа).....................................46
1.3. Иконография форм декоративно-прикладного искусства...................62
Глава 2 Проблема художественных стилей в древнем искусстве Байкальского
региона...............................................................76
2.1. Методологический аспект проблемы стиля в декоративно-прикладном искусстве.............................................................76
2.2. Стили эпохи металлов.................................................88
2.3. Эклектика в искусстве эпохи средневековья............................99
2.4. Значение декоративности в прикладном искусстве Байкальского региона..............................................................115
Заключение...............................................................135
Библиографический список использованной литературы.......................140
Приложения..........................................................153-190
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Понятие искусства диалектично и прошло определенный эволюционный путь развития, которое протекало и относительно самого понятия, и относительно человека - его психологического и социального становления. Поскольку искусство есть часть культуры, постольку изменение их взаимоотношений определяется исторической эволюцией культуры как целого, в котором существует и движется искусство.
На ранних этапах истории тяготение к эстетическому проявлялось в самых разных видах и формах: создании наскальных рисунков, малой пластики, оформлении быта и одежды предметами, не имеющими явного функционального, утилитарного предназначения. Все эти формы изображений не копировали реальный мир, а воплощали собой традиционные представления о жизни и взаимодействии человека с природой. Изобразительные элементы входили в знаковую систему исторической эпохи, начиная с эпохи камня. Так рождались символы -эстетические модели действительности.
Археологической наукой, изучающей древности Сибири, накоплен богатейший материал, хранящийся в музейных собраниях, среди которого существенное место занимают предметы, характеризующие изобразительную культуру того или иного исторического периода Байкальского региона. Именно эти предметы, рожденные творческой фантазией, отражапи мировоззрение человека и общества.
Сибирский материал - эти бесценные данные - лишь отчасти, фрагментарно включены в орбиту истории искусства. Одной из главных задач, определяющей актуальность настоящего исследования является привлечение внимания к миру вещей, рожденному нашими предками, заложившими первые камни в фундамент единой мировой цивилизации,
3
отношению забайкальской культуры с прибайкальской, А.П. Окладников считал, что общие черты в палеолите и неолите этих областей объясняются их родством, единством происхождения. Этот вывод подтверждается и анализом искусства эпохи каменного века, едиными типологическими рядами, в том числе предметами декоративно-прикладного характера, в большом количестве находящихся в могильниках (Фофановский мог., материалы Нижнеберезовской стоянки).
Во второй половине 3 - нач. 2 тыс. до н.э. в составе находок из археологических памятников Забайкалья впервые появляются медные и бронзовые изделия. Этот период изучен крайне слабо, неравномерно. Достаточно полно он охарактеризован в Прибайкалье, где была выделена глазковская культура. Она была распространена в Прибайкалье, Приангарье, в верховьях Лены и низовьях Селенги. Она сложилась на поздненеолитической серовско-глазковской основе и продолжила линию развития прибайкальского населения [Цыбиктаров, 2000]. Первые медные и бронзовые изделия - ножи, рыболовные крючки, иглы и шилья формой повторяли эти же изделия из кости и камня, что свидетельствует о преемственности процесса формообразования.
В эпоху неолита декор на предмете тяготеет к принципам орнаментализации, усиливая символическое звучание формы. Примером могут служить графическое оформление поверхности каменных рыбок-приманок, имитирующих чешуйки и глаза. Эти приемы усиливают реалистичность, одновременно подчеркивая объем и характерную форму. Весь предмет выполнен достаточно условно, но декорирование его резцом делает изображение узнаваемо-символичным. Камень для такой скульптуры брали светлый и часто блестящий под лучами солнца, что усиливало как декоративный эффект, так и функциональность такой рыбки-«блесны» (илл. 2).
Типичные энеолитические рыбки встречаются в памятниках раннего бронзового века на юге Байкала, а также в составе материала могильника
Шумилиха [Горюнова, 2002]. Кроме них здесь же были обнаружены изображения медведя из костя, голова лося из кости носорога и антропоморфные скульптуры (погребение 38).Замечательной чертой данной пластики является ее вторичность по отношению к форме кости и ее фактурности. Мастеру лишь понадобилось угадать в природе материала нужный образ - символ. От этого составлялось, вероятно, мнение об одушевленности подобного рода костей животных, которые являлись объектом охоты и магического поклонения. Скорее всего, искусные изображения служили ритуальными символическими предметами и объектами первобытных верований. Их можно назвать декоративной малой пластикой.
Энеолитические открытия повлекли за собой видовое изменение искусства, рождая предметы, где утилитарная функция отделяется от эстетической.
Медь вначале использовалась в чистом виде, а затем в сплавах с мышьяком, оловом и свинцом, образуя бронзу (о технологиях изготовления бронзовых сплавов см. главу II). Считается, что первые металлические изделия из ковких меди, серебра и золота были использованы для изготовления т.н. «украшений», явно имеющих сакральное значение. Появившийся на их поверхности позднее декор связан с функционально обозначаемыми деталями формы вещи, которые полезны человеку [Федоров-Давыдов, с. 120].
Из так называемых «украшений» обнаружены трубочки-пронизки, свернутые из тонких пластин, и кольца. Изделия эти изготовлены методом холодной или горячей ковки, т.е. не отливались. В целом эти находки крайне редки, что является характерным для энеолитического времени.
Декор отдельных предметов из металлов почти механически переносился на новые материалы с керамических и костяных изделий предшествующего периода.