Ви є тут

Синтез содержания и формы в творческом процессе : На материале театрального искусства

Автор: 
Сорокин Вячеслав Николаевич
Тип роботи: 
На материале театрального искусства
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
121
Артикул:
178673
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................2
Глава 1. Опыт поисков синтеза содержания и формы сценического произведения в истории
театрального искусства......................................11
§ 1. Категории «содержание» и «форма» и характер их
взаимодействия в искусстве........................................11
§2. Исторический процесс театрального искусства
как постоянный поиск новых форм выражения содержания..............18
Глава II Современный поиск синтеза содержания и формы театрального искусства ...........................................................34
§1. Реалистический театр и пути его развития .....................34
§2. Сценический замысел и пути его воплощения ....................53
§3. Творческий процесс взаимодействия режиссера и актера ........104
Заключение .........................................................113
Список литературы ................................................ 116
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Вопрос о поиске синтеза содержания и формы в искусстве был всегда предметом дискуссий и споров.
Так, например, М. Чехов считал, что «нет почти ни одной театральной теории, в которой не говорилось бы о форме и о содержании, как о двух важнейших факторах театрального искусства» .
Во всём многообразии художественных направлений в современном искусстве «краеугольным камнем » должен лежать принцип органического единства содержания и формы, о чём свидетельствует история развития культуры и искусства».
На современном этапе постмодернизма это единство, как правило, нарушено, причём приоритет принадлежит форме; хотя, в свою очередь, неадекватно организованная форма вне содержания ведёт к неполноценности и «серости» произведения искусства.
На первый план выходят сегодня такие творческие «продукты», как «дешёвая» беллетристика, примитивный набор, так называемой «живописи», различные развлекательные, музыкальные шоу-программы, лишённые художественной целостности драматические спектакли.
«Сегодня во многих спектаклях отдается предпочтение ... демонстрации технических возможностей театра, внешней сценической техники актерского мастерства. ...Чувства утратили искренность, они тоже теперь «механические». И темпо-ритм стал самоцелью, он взвинчивается и накручивается ... не по воле предлагаемых обстоятельств драматургического материала, а ради экстравагантной формы»2.
Всеобъемлющая российская культура представляет собой многоаспектное целой, включающее в себя различные по характеру и
1 Чехов М. Литературное наследие. В 2-х тт. Т.2. М., 1986. С.89.
? Кокорин А. Вам привет от Станиславского. М., 2001. С. 196.
10
соотношения содержания и формы создания сценического произведения в историко-теоретическом аспекте.
Практическая значимость работы. Положения и полученные выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть применены при дальнейшем изучении искусствоведческих проблем театрального искусства, в учебном процессе в творческих вузах, а также в практической деятельности театров.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась и была допущена к защите на кафедре теории и истории искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.
Основные положения работы обсуждались на научно-практических конференциях молодых ученых в АГТРИКТ, молодых режиссеров ВТУ им. Б.В. Щукина, практически применялась при постановках спектаклей в театрах Таганрога, Красноярска, Рязани, в Московском драматическом театре им. Н.В. Гоголя, на занятиях со студентами Рязанского Заочного института (Филиала) Московского Государственного университета культуры и искусства, а также получили отражение в ряде публикаций в научных изданиях.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
и
Глава I
ОПЫТ ПОИСКОВ СИНТЕЗА СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ СЦЕНИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В ИСТОРИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
§1. Категории «содержание» и «форма» и характер
их взаимодействия в искусстве
Проблема соотношения содержания и формы, исследуемая философией в целом и рассматриваемая в искусстве, в частности, на первый взгляд как будто очевидна: она возникает вследствие дисбаланса этих категорий. Поэтому каждый художник при создании произведения искусства пытается достичь здесь наибольшего синтеза, но, к сожалению, это не всегда случается. В чем же суть синтеза содержания и формы в искусстве, и в творческом процессе, в частности?
Философия учит, что содержание есть «...всеобщая характеристика ценности значения какой-либо вещи, в частности, в эстетике; употребляется как обозначение ценного и значимого содержания эстетического предмета, в противоположность его форме»1. И, соответственно форма — «... прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания, а также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета в отличии от «аморфного» материала (материи) содержания или
л
содержимого» . Во взаимоотношении содержания и формы содержание представляет подвижную динамическую сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие содержания и формы в конечном счете
1 Философский энциклопедический словарь. М., 2002. С. 422.
2 Там же. С. 489.