Ви є тут

Студенческое самоуправление в России : социологический анализ

Автор: 
Овчинников Василий Владимирович
Тип роботи: 
социологический анализ
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
132
Артикул:
192110
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Содержание
Содержание............................................................2
Введение..............................................................3
Глава I. Теоретико-методологические основы социологического анализа
студенческого самоуправления.........................................14
§1 Самоуправление как социологическая категория..............14
§2 Особенности и специфика студенческого самоуправления 32
Глава II. Сущность и формы развития студенческого самоуправления в
России...............................................................53
§1 Социологический анализ студенческого самоуправления в
советский период...................................................53
§2 Современное состояние студенческого самоуправления 83
Заключение..........................................................107
Библиографический список............................................114
Введение
Актуальность темы исследования. Реформирование отечественной системы образования, кризис традиционных общественных институтов и механизмов социокультурной преемственности усложнили процесс социализации студенческой молодежи, поиска ею социально приемлемых и оптимальных форм самореализации и самоутверждения личности. Одновременно процесс демократизации общественной жизни, процессов обучения и воспитания требует результат-ориентированного включения студентов в социально-значимую творческую деятельность, создания оптимальных условий для их саморазвития и участия в управлении вузом, в решении всех вопросов вузовской жизни. В обществе и бизнес-среде формируется «социальный заказ» на подготовку в системе образования специалистов высокой квалификации, способных на инициативность, эффективную работу в коллективе («команде»), самостоятельные решения и отличающихся высоким чувством ответственности на любом уровне и в любом деле.
Студенческое самоуправление в вузах России как форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, на развитие ее социальной активности и поддержку социальных инициатив1, может стать ответом на сложившуюся ситуацию.
Однако, по данным различных исследований, сегодня только 3-5% студентов активно принимают участие в студенческом самоуправлении, при этом 54% учащийся молодежи считают важным или достаточно важным развитие такого института.
В органах государственной власти развитию активности студенческой молодежи также уделяется недостаточное внимание. Федеральная целевая
'Рекомендации Минобразования России по развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации от 14.07.2003 № 15-51 -68/15-01-15;
12 •
совете (на уровне федерального округа) и национальном студенческом совете (на уровне Федерации).
Теоретическая значимость исследования.
Выводы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы:
- для систематизации категориального аппарата социологического анализа проблем студенческого самоуправления;
- для получения социологической информации о дальнейшей динамике развития студенческого самоуправления и прогнозирования его перспектив;
- для корректировки различных государственных и вузовских целевых и комплексных программ по решению социальных проблем студенчества.
Практическая значимость исследования.
Проанализированные и обобщенные материалы могут быть использованы:
- при разработке органами студенческого самоуправления и администрацией вузов концепции студенческого самоуправления как компонента государственной молодежной политики;
- в образовательном процессе при изучении учебного курса по социологии молодежи;
- в работе государственных органов молодежной политики;
- при разработке комплекса мер, направленных на подготовку конкурентоспособных специалистов.
Апробация работы.
Основные положения диссертационного исследования представлены в выступлениях на всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях, съездах и форумах по проблемам молодёжной политики и студенческого самоуправления.
Результаты исследования легли в основу программы выездных занятий курсов повышения квалификации Государственного координационного
13
центра информационных технологий Министерства образования и науки РФ «Управление воспитательной деятельностью в образовательном учреждении (студенческое самоуправление)» проводимых в 2005-2006 гг. и публикации учебного пособия «Организация и развитие органов студенческого самоуправления в образовательных учреждения РФ» (Москва, РГСУ, 2005 г.), в работе Совета по развитию студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования РФ и разработке «Примерного положения о Студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования» (Письмо Минобразования и науки РФ от 10 октября 2006 г. № АФ-234/06), а также при проведении занятий со студентами социологического факультета РГСУ в 2006/2007 учебном году.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из * введения, двух глав, содержащих четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
л