2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
1. Содержание процесса социализации личности и его роль в
ф функционировании общества........................................15
1.1. Теоретико-методологические аспекты исследования процесса социализации личности: сравнительный анализ в отечественных и зарубежных науках...........................................15
1.2. Социализация как процесс социокультурной интеграции личности в общественную систему...............................40
2. Социалнзационная норма и специфика социализационных процессов
^ в современном российском обществе................................59
2.1. Социалнзационная норма и основные тенденции ее конструирования в условиях становления новой социокультурной реальности....................................................59
2.2. Тенденции, механизмы и специфика реализации процесса социализации в современном российском обществе................87
Заключение...........................................................99
ч* Приложение................................................................102
Литература..........................................................105
4
з
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена изменениями в содержании социализационного процесса современного
российского общества. Преобразования, происходящие под влиянием новых технологий, рыночных отношений и кризисных явлений в экономике отражаются на структуре социализационной нормы и механизме
“включения” личности в общественную систему.
Социализация как общественное явление определяется характером самого общества, его свойствами и потребностями. В условиях постепенного перехода от одной социокультурной реальности к другой, изменяются критерии и нормы жизнедеятельности человека, а также условия для творческой самореализации. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование всего комплекса изменений, которыми
характеризуется процесс социализации личности, выявление конкретных
факторов, условий и социальных противоречий, которые определяют становление нового типа личности - участника социальных преобразований.
Изменения, произошедшие в 90-х годах XX века, непосредственно повлияли на сознание и поведение человека. Противоречивость способов приспособления личности к новым процессам формируют особые условия общественной жизнедеятельности.
Вместе с тем, все преобразования, затронувшие общественную жизнь современного российского общества, в первую очередь, обуславливают изменения в норме и механизмах “вхождения” индивида в общественную жизнь и отражаются на реализации процесса социализации, именно эта проблема по нашему мнению является основополагающей при рассмотрении специфики современного российского общества.
*
социализации в контексте общих закономерностей социально-исторического развития.
Анализ научной литературы показывает, что, несмотря на большую историю изучения данной проблематики, авторы в большинстве ограничиваются изучением одного из аспектов этой комплексной проблемы. Это определяет необходимость всесторонней разработки проблемы и анализа каждого из ее компонентов в отдельности для понимания сущности происходящих изменений в целом.
Объектом настоящего диссертационного исследования является социализация, как процесс социокультурной интеграции личности в общественную систему. Предметом исследования является специфика, нормы и механизмы реализации процесса социализации личности в условиях современного российского общества.
Цели и задачи исследования. Цель данной работы состоит в выявлении тенденций в социализации личности, характеристике социализационной нормы, и определении механизма “включения” личности в общественные процессы для определения путей оптимизации государственной социальной политики в условиях современного российского общества. Задачами диссертационного исследования являются:
• Провести сравнительный анализ теоретико-методологических подходов в изучении процесса социализации в отечественной и зарубежных науках;
• Определить границы модальности и характеристики социализационной нормы современного российского общества;
• Выявить основные тенденций реализации процесса
социализации личности на современном этапе развития российского общества;
• Исследовать особенности процесса социализации личности в
современном российском обществе, определить противоречия и их влияние на личность;
• Выявить основной механизм “включения” личности в
общественную систему в условиях современного российского общества.
Теоретической и методологической основой настоящего
исследования являются работы классиков мировой социологии,
философии, психологии и педагогики, связанные с ■ раскрытием сущностных особенностей процесса социализации. При анализе проблемы социализации в условиях становления новой социальной реальности
используются положения системного анализа, а также сложившиеся
принципы исследования процесса социализации.
Эмпирическая база диссертационной работы. Автор участвовал в проведении и анализе данных Всероссийского исследования стиля жизни и уровней потребления “Российский индекс целевых групп”, проводимого исследовательской организацией КОМКОН с 1995 года по настоящее время, методом случайной бесповторной выборки (36 тыс. респондентов), которая репрезентирует население России в возрасте старше 10 лет и проживающее в городах с населением более 100 тысяч человек (см. прил. 1). Полученные результаты позволили диссертанту выделить тенденции в конструировании социализационной нормы российского общества применительно к разным возрастным группам. Также информационную
- Київ+380960830922