СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.
§1. «МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ: КЛАССИФИКАЦИЯ, 24
СПОСОБЫ И МЕТОДЫ ОПИСАНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ»
1.1. Проблема выявления конфликтов в латентной фазе развития, 24 типология и формы межэтнических конфликтов.
1.2. Процессы развития межэтнических конфликтов, формы и методы 32 урегулирования конфликтов.
1.3. Предпосылки создания системы мониторинга и выявления 39 межэтнических конфликтов на ранних стадиях развития
§2. «ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ 49
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА И ВЫЯВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОВ НА РАННИХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ»
2.1. Факторы, являющиеся базисными, определяющие (описывающие) 49 проблему (мониторинговая матрица)
2.2. Социальная напряженность как индикатор состояния уровня 57 конфликтогенности общества
2.3. Этнический стереотип как фактор восприятия в условиях конфликта. 73 Интегративно-регуляторная функция этнического стереотипа
ГЛАВА 2
§3. «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ 88
СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИХ СИСТЕМ»
3.1. Методология когнитивной декомпозиции ситуации. Построение 88 графовых структур описания сложной ситуации
3.2. Методика когнитивного анализа сложных ситуаций 92
3.3. Моделирование. 96
3.4. Концептуальные аспекты моделирование социально-этнических 99 систем конфликтного типа.
§4. «СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ 120
СИСТЕМЫ»
4.1. Описание модели конфликтного типа 120
4.2 Об учете времени в модели. 132
4.3. Модель узла (объекта) социально-этнической ситуации 132
4.4. Выводы 135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
ЛИТЕРАТУРА
141
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира в Осло, две трети всех насильственных конфликтов в середине 90-х годов были межэтническими. Общественные перемены, произошедшие в последние годы в СССР, а затем и в Российской Федерации, феномен этнического возрождения, рост национальных движений, динамические изменения социально-политических ситуаций, рост числа новых этнических, политических конфликтов, эскалация уже существующих, повлекли потребность в создании приемлемого аппарата анализа и исследования социально-этнических, этнополитических процессов, нацеленного на поддержку принятия решений управленцами, социологами, конфликтологами и обладающего необходимым уровнем
мультипликативности.
Сфера межнациональных отношений оказалась наиболее чувствительной к происходящим изменениям структурно-политического характера. Процесс демократизации в Российской Федерации, происходящий на фоне роста национального самосознания, стремления народов к самостоятельному устройству проходит не гладко. В условиях системного социально-экономического, политического и духовного кризиса, переживаемого страной, этот вопрос вызывает ослабление государственности, рост политической нестабильности и социальной напряженности, следствием чего является угроза целостности России. Проблемы межнациональных отношений, наряду с социально-экономическими вопросами, безусловно являются одними из важнейших для стабилизации ситуации в отдельных регионах и стране в целом.
В Российской Федерации ситуация осложняется тем, что обострение национальных отношений налагается на экономический, политический и социальный кризис и продолжает «подпитывать» нестабильную социально-экономическую ситуацию. Сложившаяся положение создает благоприятные
2
Следует отметить, что основные направления изучения этнонационального конфликта нашли отражение в литературе не столько как фундаментальные разработки, сколько в виде небольших статей, выступлений на научных симпозиумах. Анализ литературы показывает, что пока еще недостаточное внимание уделяется прогнозированию конфликтов, методам преодоления конфликтов и тупиковых ситуаций, переговорному процессу, роли посредника. На сегодняшний день говорить о появлении целостного учения об этнических конфликтах еще рано.
В начале массовых межэтнических конфликтов, в частности после событий в Алма-Ате (1986г.), Якутии (198г.), Сумгаите (1988 г.), в связи с национальными движениями в Армении и республиках Прибалтики, первые объяснения их причин в СССР ученые и политики давали, чаще всего исходя из своих профессиональных и общественных позиций.
По официальной версии, конфликты явились отступлением от ленинской национальной политики. Но одни видели это отступление в сталинских репрессиях, депортациях целых народов, в декларативном характере федеративных отношений. Такая версия давалась по сути, на XXVIII съезде КПСС, на последнем пленуме ЦК КПСС по национальным отношениям.
Другие ученые, например В.И. Козлов, считали, что отступление от ленинской национальной политики было допущено тогда, когда большевики отошли от ориентации на единое централизованное государство и согласились на федерацию с национально-государственными образованиями9.
Кроме политических версий была предложена модель социальноструктурных изменений как основы противоречий, приводящих к конфликтам. В основе модели - гипотеза, что в основе межэтнической напряженности лежат
разблокирования // Социально-политический журнал. 1990. № 2.; Дудченко B.C. Онтосинтез конфликта: к методологии исследования // Соцнс. 1996. № 10.; Задорновская Б.Б. Эпицентры национальной политики России Я Национальная политика в Российской Федерации, М., 1993.; Крицкий Е.В. Восприятие конфликта как индикатор межэтнической напряженности: на примере Северной Осетии // Социс. 1996.; Мацнев A.A. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути урегулирования // Социально-политический журнал. 1996. №4.
9 Козлов В.И. Национальные проблемы и как их решать// Труд, 1989,11 сентября.
13
процессы, связанные с модернизацией и интеллектуализацией народов. Это процессы, без которых метрополия не могла развиваться, как и регионы. Они привели к тому, что в престижных видах деятельности нарастала конкуренция между титульными национальностями и русскими. У многих народов к концу 70-х годов не только сформировалась полиструктурная интеллигенция (т.е. помимо административной и занятой в сфере просвещения, как это было в основном в 30-60-х годах, появилась еще и научная, художественно-творческая, а у некоторых национальностей - и производственная), но и сложились новые ценности и представления, в том числе о самодостаточности и важности большей самостоятельности. Такие представления и ценности не совпадали с теми, которые были у русских в республиках. Большинство их них приехали сюда с установкой помогать (у многих помогали их родители), а следовательно, они и ощущали себя по статусу выше местного населения, титульных этносов.
Этот подход акцентирует внимание на том, что на определенном историческом отрезке времени происходят изменения в потенциале этнических групп, претендующих на привилегированные, престижные места, в том числе во власти. Изменяются и ценностные представления групп. Такая ситуация может сохранятся достаточно долго после заявления претензий на изменение. Но так продолжается до тех пор, пока центральная власть сильна (в том числе при тоталитаризме). Если же она теряет легитимность, как это было в СССР, во всяком случае в конце 80-х - начале 90-х годов, то появляется шанс не только высказать претензии, но и реализовать их. Дальнейшее развитие событий — эскалация или свертывания конфликта — во многом зависит от состояния центральной власти.
В книге Здравомыслова А.Г.10, главная причина конфликтов интерпретируется как стремление социальных групп, вновь вовлекаемых в политический процесс, дать свою интерпретацию национальных интересов сообщества.
14
- Київ+380960830922