Ви є тут

Оценка организационно-управленческого и социально-психологического потенциала высшего руководства предприятий России

Автор: 
Евраева Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
2000
Артикул:
1000302768
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................................3
Глава 1 . Общетеоретические подходы к проблеме оценки
потенциала руководства..............................................................9
§1.1. Основные определения и понятийный аппарат работы........................9
§1.2. Теории лидерства ......................................................12
§1.3. Преобразующее лидерство................................................24
§1.4. Концептуальные основы управления: противостояние
двух подходов (рационального и гуманистического)............................30
§1.5. Методы оценки результатов труда руководителей в России и за рубежом 38
Глава 2. Коренные инновации на предприятии и ведущая роль потенциала • •
высшего управленческого персонала.................................................43
§2.1. Историческое наследие административно-командной системы
и его влияние на современное состояние российских предприятий...............43
§2.2. Понятие, необходимость, задачи реструктуризации; основные формы и тенденции реструктуризации
российских предприятий.......................................................48
§2.3. Роль высшего руководства в реализации стратегии реструктуризации.......60
§2.4. Кадровая политика в условиях реструктуризации..........................65
§2.5. Исследование социально-экономических аспектов реструктуризации российских предприятий
(на примере предприятий Ссв.-Зал. региона России)............................85
Глава 3. Преобразование потенциала высшего руководства предприятием в связи с изменением уровня нестабильности
внешней среды.....................................................................102
3.1. Обоснование необходимости оценки высшего руководства предприятием с учетом растущей
агрессивности внешней среды предприятия.....................................102
3.2. Методика определения соответствия потенциала высшего
руководства и уровня изменчивости внешней среды предприятия.................105
Заключение........................................................................125
Библиографический список.....................................................•..•.129
Приложения........................................................................138
Библиографические ссылки..........................................................150
Введение
Актуальность темы исследования. Современные условия существования российских предприятий характеризуются „ быстрыми изменениями во всех областях деятельности. Развитие рыночной экономики в нашей стране во многом зависит от профессионализма высших менеджеров, от их умения стратегически мыслить и действовать адекватно постоянно изменяющимся внешним условиям. Таким образом, возникает необходимость в консультационной поддержке высшего руководства посредством методического обеспечения деятельности по преобразованию предприятий во взаимосвязанных сферах управления, в том числе совершенствования организационной структуры, корпоративной стратегии, кадровой политики.
Итогом развития концепции управления явилось понимание того, что в современных условиях совершенствование качества управленческих кадров служит одним из основных инструментов обеспечения стратегического роста и адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды, и поэтому является одним из основных направлений преобразования российских предприятий. Уровень квалификации и мотивации управленческих кадров должен соответствовать целям и задачам предприятия, при этом необходимо учитывать, что налаженная система поиска, отбора, обучения и адаптации необходимого персонала является одной из первоочередных задач. Необходимость разработки подходов к решению проблемы качественного изменения управленческого персонала с помощью такого инструмента как прикладная социология, тесно связана с другими основными направлениями эволюции менеджмента в России: широкие масштабы реструктуризации предприятий, затрагивающие различные социальные группы, отход от традиционно сложившихся в советскую эпоху технократических принципов управления к совершенствованию социальной подсистемы организации, все большее влияние на деятельность предприятия нестабильной внешней среды, усиление предпринимательского начала и индивидуализма в управлении.
3
экономической, политической, технологической, социальной сфер, образующих внешнюю среду предприятия.
В западной литературе различают три подхода к проблеме эффективности лидерства, появившиеся один за другим: первый основан на
обладании руководителями какими-либо отличительными личностными
• ••
качествами, дающими преимущество перед другими, второй делает акцент на действиях лидера, третий подход рассматривает поведение лидера в зависимости от ситуации.
Описание лидерских качеств
Первый подход предполагал анализ психологических, конституциональных и других черт личности, присущих именно лидерам. Разные авторы предлагали разные наборы необходимых качеств лидеров. Ч. Хенди, например, в своем обзоре исследований лидерских качеств отметил следующие наиболее встречающиеся черты:10
■ Интеллект (должен быть выше среднего, но не на уровне гениальности, особенно важна способность к решению сложных и абстрактных проблем);
■ Инициатива (самостоятельность и находчивость, способность осознавать потребность в действии и наличие соответствующего мотива);
■ Уверенность в себе (имеются в виду достаточно высокие самооценки компетентности и уровня притязаний);
■ «Фактор геликоптера», то есть способность подниматься над частностями ситуации и воспринимать ее в связи со всей окружающей обстановкой.
К середине 20 века исследователи лидерства столкнулись с проблемой неэффективности идентификации личных качеств лидеров. Они пришли к выводу, что одни и те же качества могут быть как присущи лидерам, так и не присущи. Среди самих сторонников подхода возникли разногласия как по
• 4./
поводу тех или иных нужных лидеру качеств, так и по поводу их значимости.
14
Степень корреляции тех или иных черт с эффективностью также оказалась несущественной. Таким образом, завершенной теории так и не было создано, а поиски критериев эффективного лидерства были продолжены.
Описание поведения лидера (концепции лидерского поведения)
Неудачные попытки рассмотрения проблемы лидерства как некоторого набора личных качеств привели к возникновению других теорий. На первый план теперь выходит поведение лидера, его активная деятельность.
Первая работа в этом направлении была начата в 1945 году в Бюро исследований бизнеса Университета штата Огайо. Первоначально обширный перечень параметров в 1950 году был сведен11 к двум факторам лидерства: внимания к подчиненным и введения в структуру. Внимание включает поддержку подчиненных, дружелюбие и признание индивидуального вклада каждого в достижение общей цели; введение в структуру в означает степень, в которой руководитель следует классическим правилам планирования, организации, руководства и контроля, то есть ориентируется на решение поставленной задачи.
Впоследствии этот методический подход перешел в популярную среди практиков систему описания стилей лидерства, предложенную Р.Блсйком и Дж. Моутоном12, на которой следует остановиться поподробнее.
Классификация составлена по следующим двум полюсам приоритетов:
а) оперативные функции руководителя;
б) взаимосвязывающие функции руководителя.
Оперативные функции руководителя заключаются в координировании всех действий в рамках задач производства (производительности) и удовлетворения внутренних потребностей (эффективности). Для этого он должен ставить задачи, распределять функции, принимать решение о выделении средств, разрешать спорные вопросы, а также организовывать сбор информации и ее распространение, управлять материальными и людскими ресурсами. ■ *
1'