Ви є тут

Социально-экономические аспекты формирования негосударственного пенсионного обеспечения

Автор: 
Максименкова Раиса Александровна
Тип роботи: 
Дис. канд. экон. наук
Рік: 
1998
Артикул:
1000186483
179 грн
Додати в кошик

Вміст

(;тр,
ВВДБИИЕ................................................ 3
ГЛАВА 1. СШЪШ СОцЛЛЛВЮЛ Вй-йТЫ НАСШШШ В
УСУШЛХ ялючнЫ акшомикк
§ I. Меото значение ссгдального об о сшо чин/л и
Хрудолил. ОдМОЩбКАШл« ..................... С
5 *•• Принципы и модели ооцремсшю^ защита населения
за пределами трудоспособного нозпеста........ ИВ
ГЛАВА И. НШл^дАРСТПШНОВ ШШОЮШЮЬ СШЖЧЬаИВ кАК швлв «ярка ооцшжал здада кАсьд:-а»11 в
сисгш: хтадушокол авиации
6 х. Оообониоотя уНСКОВ я Сфере СОЦЛаЛЬНСГО
Обеспгчеш». .♦•••••......................... 41
§ 2Щ Специфика уодуг псгооударотаенного пенсионного
обводи чеши. .............................. Ьй
ГЛАВА Л. ПУТЛ ЮШИР0НЛ1№ дО^СУд/Ц^АВаШГС В1Ш*ди~
ИОГО ВДСПЕЧ&Ж В ГГ;'йЩАПиЧ0.1 ЛВИАЦДО ТТОСИМ 5 д. Рынок уодуг нех,ооула)ютаешюго пенсионного
обеспечения и проблемы его становления 7У
5 и. Оовс^еиствованнс* иагэоударегааиног о исмс*:?:-:-
ного обеспечения ......................... У!
ВАЗиШЧЫШЬ.*.............................................ш
аХЛААОлХхо!» !••»•••....•«.»..».•••..»».» А£и
сдши пслатвювишсл .игпжри.............................х^з
ОБЩАЯ ХАРАКТКРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Переход Ррсоийокой Федерации к новым для нее экономическим и социальным условиям влечет за собой необходимость реформы системы социального обеспечения и выработки современных подходов* Эффективность преобразований зависит от того, насколько органично будут взаимодействовать присущие рыночным отношениям мотивы и стимулы к труду, деловая инициатива и предприимчивость о мощной ооциальной защитой населения, в том числе социально слабых слоев общества.
Одна из важнейших сфер, реформы в которой стали насущными,
- пенсионное обеспечение граждан, в том числе тех, кто утратил трудоопоообнооть по возрасту. Поэтапное повышение благосостояния населения является одной из основных стратегических целей происходящих в стране преобразований. Доя реализации этой стратегии должен быть сформулирован новый план ооциальной политики, ооглао-но которой каждый человек как активный субъект, обладающий правами и выбором самостоятельных действий и возможностей, несет ответственность за собственное благосостояние. Гооударотво выступает гарантом, законодательно устанавливающим минимально допустимые социальные нормы, стимулирует широкое использование, в качестве дополнения, добровольных форм социального обеспечения.
В ходе реформ предотоит более рациональное распределение бремени затрат на социальные нужды между государством, работодателем и наемными работниками.
Одна из важнейших мер в этом направлении - создание условий душ развития разнообразных форм дополнительного пенсионного обеспечения, предоставляемых через рынок, в том числе негосударственных понсиошшх фондов.
- 12 -
ния, социального обеспечения и страхования.
Особенно наглядно это видно при сопоставлении урозня социальных расходов з Россия и странах Восточко2 Езроды. В течение 1983-1993 годов значительно продвинулись Болгария и Польша. Словения и Венгрия сохранили лидерство, ощутимо опередив Россию.
Таблица 2
Социальные расходы в России и странах Восточной Европы^
Страны :Расходы з 5 к ВВП Отношение :Россия = к уровню 100^
:1983 г. : 1993 г. : 1983 г. 1 1993 г. •
Россия 12,7 17,9 100 100
Болгария 10,4 12,9 82 121
Венгрия 15,8 22,5 124 126
Польша 10,0 21,0 81 117
Словакия 13,2 17,0 104 95
Словения 25,9 30,5 204 170
Чехия 13,2 14,6 104 82
/3 0 С, & , /У,{2
Сравнительный анализ пенсионного обеспечения з разных странах по состоянию на 1991 год свидетельствовал о значительном раз-рызе не только в урозне государственных расходов на эти нуа-ды и величине пенсий в расчете на дущу населения, ко и о различиях национальных приоритетов в социальной сфере, 2-4 крат-
но меньше государственные расходы России я других государств СНГ на пенсионное обеспечение обусловливали многократное отставание по уровню жизни пожилых людей и инвалидов, усиливающееся инфляцией (таблица 3).
Принудительные изменения з систему социального страхования внес Закон СССР "О пенсионном страховании", принятый 15 мая 1990 г. Главное новшество,л весьма важное, этого закона - введение двух видов государственных пенсий - трудовых и социальных. Зыплата трудовых пенсий увязывалась с возрастом, инвалидностью, лотерей кормильца, выслугой лет. Социальные пенсии предусматривались для граждан, в силу жизненных обстоятельств не получивших прав на трудовую пенсию. Данный закон распространял равные права на трудовую пенсию .для всех граждан, занятых общественно полезным трудом на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, в т.ч. занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, либо в личном престьянском хозяйстве, при условии уплаты страховнх взносов в Пенсионный фонд.
Одновременно радикальным преобразованиям подверглась система финансирования. Из государственного бюджета были выделены средства, предназначенные на пенсионное обеспечение, ка ос-нозе которых создавался Пенсионный фонд как автономное финансово-банковское предприятие. Пенсионный фонд наделялся правом вести коммерческую деятельность. Вместо дифференцированных взносоз, действовавших с 1980 г. устанавливались единые дбя-
I. Постановление СМ СССР "О тарифах взносов ка государственное социальное страхование по профессиональным союзам" Л 54 от 23 января 1980 г.