Ви є тут

Социальные детерминанты формирования информационно-технологического поведения как компонента экономической деятельности: состояние, тенденции, основные направления оптимизации

Автор: 
Степанова Юлия Васильевна
Тип роботи: 
состояние, тенденции, основные направления оптими
Рік: 
2004
Артикул:
195435
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение
1. Теоретико-методологические основы социологического исследования информационно-технологического поведения
1.1. Человек как субъект экономической деятельности и экономического поведения: экономический, психологический, исторический и социологический подходы
1.2. Социологические аспекты информационно - технологической революции
1.3. Методологическая реакция социального познания на новую ситуацию
1.4. Понятие «информационно-технологического поведения». Социологические и социальнопсихологические аспекты информационнотехнологического поведения
2. Состояние и тенденции информационно-технологического поведения будущих специалистов-экономистов
2.1 Структура воздействия на информационнотехнологическое поведение
2.2 Макросоциальные детерминанты информационнотехнологического поведения студентов-экономистов
2.3 Ценностно-мотивационные детерминанты информационно-технологического поведения студентов экономических специальностей
2.4 Повседневность и информационно-технологическое поведение
Заключение
Библиографический список использованной литературы Приложения
Введение
3
Актуальность темы исследования. Процессы, происходящие в современном мире, привели к трансформации социальных связей и отношений. Усиливаются тенденции глобализации, проявляющиеся в переплетении связей, »в возникновении все новых и новых точек соединения, взаимодействия социальных процессов различного уровня. В частности, это находит свое выражение в информационной глобализации - глобальные информационные сети проникают буквально в каждый дом. Сама глобальная сеть явилась результатом революции в области информационных технологий, создавшей материальную основу глобализации экономики, для появления новой, отличной от ранее существовавшей экономической системы.
М. Кастельс характеризует эту новую систему как информациональную и глобальную. Он вводит в научный оборот понятие «способ развития». «Способы развития - это технологические схемы, через которые труд воздействует на материал, чтобы создать продукт, детерминируя, в конечном счете, величину и качество экономического излишка... В новом, информациональном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знания, обработки информации и символической коммуникации» [81, с. 39].
Новый способ развития является информациональным, так как производительность и конкурентоспособность агентов экономики зависит, в первую очередь, от их способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях. Он - глобален, потому, что основные виды экономической деятельности организуются в глобальном масштабе, и такие важные инструменты, как денежно-кредитная политика, ставки процента и технологические инновации, в высокой степени зависят от глобальных тенденций. Этот способ развития является информациональным и глобальным потому, что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно только внутри глобальной взаимосвязанной сети [81,с.81,102].
25
Сами по себе ни условия жизнедеятельности, ни потребности субъекта социальной активности не рождают. Все решают представления субъекта о ситуации действия. Но и без наличия определенных условий и потребностей действие состояться не может, а следовательно, никакая поведенческая модель не может быть реализована.
Чтобы воздействовать на поведение людей, можно воздействовать на условия, на их потребности (формируя, например, спрос на определенные товары посредством рекламы). Но в любом случае необходимо контролировать отношение людей к происходящим изменениям, т.е. их представление о ситуации.
В этом плане действительно нет особой разницы между управлением экономическим или политическим поведением людей.
Таким образом, мы видим, что не только в рамках проблемы субъекта экономического поведения происходит конвергенция различных научных подходов. Вырабатывается универсальный общенаучный взгляд на субъекта социального поведения, безотносительно к типу этого поведения.
Особенность современной эпохи в том, что произошли революции и в условиях социальной деятельности, и в социальном познании. Начинают изменяться представления людей о самих себе и о своих потребностях1.
1 См. например, ВаллерстаГж И. Конец знакомого мира. Социология XXI века. -М.: Логос, 2003; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -М.: ГУВШЭ, 2000.
1.2. Социологические аспекты информационно-технологической революции
26
Сегодня теория постиндустриального общества воспринимается уже не столько одним из течений в социологической теории, сколько широко признанным методологическим основанием большинства ведущихся обществоведческих исследований. Особенность этой концепции заключается прежде всего в том, что она предоставляет в распоряжение исследователя некий общий инструмент социального поиска, избегая жестких рамок, которые были присущи другим доктринам. Теория постиндустриального общества является одним из образных контуров будущего социального состояния, переход к которому осуществляется в настоящее время. Популярность этой теории объясняется тем, что, во-первых, она представлена очень авторитетными именами1, во-вторых, обстоятельно аргументирована и обоснована и, в-третьих, эта концепция, с ее гуманистической направленностью находится выше многих сегодняшних конъюнктурных идеологических и политических конфронтаций.
Общественный идеал, выражаемый концепцией постиндустриального общества, многим представляется в виде универсального средства консолидации различных социальных сил, направлением целеустремленных действий людей в борьбе за свою жизнеспособность.
Современная теоретическая мысль в области социальных исследований вообще и социологии в частности дискурсивна. В глобальном измерении это
1 Постиндустриальное общество - третья (после индустриального и аграрного общества) ступень прогрессивного развития человечества и отдельных стран, отражающая для большинства мира их будущще и характеризующаяся теми социальными изменениями, которые связаны с достижениями и перспективами современных научно-технологической, информационной и иных революций. Теория постиндустриального общества получила разработку в 70-е и последующие годы в трудах американских социологов Д. Белла, 3. Бзежин-ского (теория «технотронного общества»), Р. Дарендорфа («улучшающееся общество»), Э. Тоффлера (теория <гсвехиндустриального», «информационного общества»), А. Турсна, Ж. Фурастье и др.
Существует, также, понятие информационного общества (И.О.). Часть социологов рассматривает постиндустриальное общество как синоним информационного общества. Другие считают, что информационное общество - это лишь одна из разновидностей постиндустриального общества. Кто-то видит в И.О. один из этапов развития постиндустриального общества. Некоторые социологи выводят И.О. за рамки постиндустриального общества, представляя его в качестве новой ступени общественного прогресса, идущей на смену постиндустриализму. - цитируется по [164, с. 93-94].