2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................3
Раздел 1. Качество трудовой жизни: понятие,
содержание, структура.............................................18
Раздел 2. Место подготовки кадров в системе факторов
оптимизации качества трудовой жизни...............................58
Раздел 3. Профессиональное образование и повышение квалификации как механизмы совершенствования качества
трудовой жизни....................................................87
Раздел 4. Пути оптимизации подготовки кадров и качества
трудовой жизни...................................................117
Заключение............................................................145
Список использованных работ...........................................152
Приложение............................................................167
3
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы
Развитие общества связано с решением задач в области качества трудовой жизни. Стабильность и благополучие общества зависят от того, как будут решены вопросы качества трудовой жизни (КТЖ). Качество трудовой жизни -комплексное понятие, характеризующее эффективность, действенность всех сторон деятельности: обстановки труда, содержания труда, мотивации труда, общения с коллегами и взаимодействия с руководителями и др. Для решения проблем качества трудовой жизни необходимо поднять вопросы обучения и профессиональной подготовки кадров.
Сегодня социально-экономические условия предъявляют к работникам производства новые требования. Эти требования касаются не только рабочих, специалистов, но и руководителей предприятий, так как они организуют деятельность коллектива, а качество трудовой жизни во многом зависит от их умения оперативно принимать решения, быстро реагировать на изменения в экономической среде. Усиливают ответственность руководящих кадров за качество трудовой жизни такие реалии сегодняшнего дня, как: острая конкуренция на рынке, протяженность во времени производственных процессов, отдаленность результата принимаемых решений. Руководителям приходится учитывать социальные факторы, проблемы охраны окружающей среды, падение жизненного уровня населения в стране и т.д. Влияние новых современных информационных технологий, применение научного подхода в материальном производстве изменили качество прогнозов и принимаемых руководителями решений.
Современные социально-экономические условия диктуют соответствующую кадровую политику. Многие аспекты качества трудовой жизни определяет кадровая стратегия предприятия. Требования же, предъявляемые к работнику при подборе его на работу, корректируются исходя из кадровой стратегии
17
Сборник статей. Выпуск IX. - Набережные Челны: Изд-во ИНПО, 2002.-С.86-93.
2. Опыт изучения качества трудовой жизни.//Актуальные проблемы педагогики, психологии и частных дидактик. Сборник статей. Выпуск X. - Набережные Челны: Изд-во ИНПО, 2002. - С. 134-136.
3. Подготовка кадров как фактор повышения качества трудовой жизни.//Материалы итоговой научно-практической конференции ИСЭПН АНТ. - Казань. -2002. - 19 февраля. -С. 145-147.
4. Подготовка кадров как фактор повышения качества трудовой жизни.//Социальные проблемы модернизующегося общества. Выпуск 5. Сборник научных работ. Под ред. М.А.Нугаева, Р.М.Нугаева. - Казань.: ИСЭПН АНТ, 2002.
5. Качество трудовой жизни: сущность, понятие, содержание, структура.- Депонирование в ИНИОН РАН. -М., 2002.- № 57273. - 36 с.
Структура работы - диссертационная работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
18
Раздел 1. Качество трудовой жизни: понятие, содержание и структура
Развитие любого общества связано с оптимизацией качества трудовой жизни. Успешность ее решения обеспечивает стабильность и процветание общества. В вопросах качества трудовой жизни переплетаются интересы всех слоев общества. В процессе трудовой жизни реализуются и развиваются способности человека, создаются материальные и духовные ценности общества. Реализация трудового потенциала каждого человека представляет для общества национальное достояние. Труд характеризует глубинную сущность реализации трудовых способностей человека и является процессом реализации трудового потенциала, а условия трудовой деятельности определяют особенности формирования качества трудовой жизни.
Общество на всех этапах своего развития пыталось добиться максимальной реализации трудового потенциала человека. Управляя социально-экономическими отношениями, политическими интересами и идеологией властных структур, общественным сознанием, общество стремилось управлять трудом для получения от его результатов определенной прибыли (духовной, материальной). Каждый новый этап общественной формации имел свое представление о том, каким должен быть труд человека и его содержание. В соответствии с этим формировались требования к трудовому потенциалу, следовательно, строилось определенное качество трудовой жизни.
Трудовой потенциал характеризует определенные возможности человека, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной цели. Формирование, сохранение, развитие и реализация трудового потенциала связано с деятельностью человека. На наш взгляд, понятие 'Трудовой потенциал" напрямую связано с качеством трудовой жизни. Выделение в качестве предмета трудовой жизни категории «деятельность» позволяет конкретизировать и наиболее полно
- Київ+380960830922