Ви є тут

Пути повышения эффективности функционирования трудового коллектива

Автор: 
Хисматов Тимур Расихович
Тип роботи: 
Дис. канд. социол. наук
Рік: 
2003
Артикул:
195482
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение 3
1. Производственная организация как социальная система 11
2. Резервы повышения эффективности трудового коллектива 50
3. Основные направления повышения эффективности трудового коллектива 94
Заключение 132
Библиографический список 138
Приложения 154
Введение
Актуальность темы исследования. За последнее десятилетие произошли огромные изменения в социально-экономической и политической жизни общества. В стране коренным образом изменились общественные отношения, это стало фактором существенных сдвигов и внутри трудового коллектива.
Глубочайший кризис, постигший российскую производственную сферу, обнажил ряд проблем, как “наследственного”, так и вновь приобретенного характера. Одна из основных - проблема повышения эффективности функционирования организации. Во многом руководство организаций отказывается от активной работы с трудовым коллективом, недооценивает долгосрочное планирование. Сегодня многое из того, что было в организации производства и управления оправданным и эффективным оказывается не просто малопригодным, но и пагубным в рыночных отношениях. Поэтому важно не только выявить почему и но каким направлениям необходимо воздействовать с целью повышения эффективности деятельности сотрудников организации, но и выявить требования, предъявляемые сегодня к управлению и мотивации трудовых коллективов, какие изменения здесь необходимы, а главное, каким образом их следует осуществить.
В современной экономике человеческая личность выступает главным экономическим, производственным ресурсом. Болес того, современная экономическая политика всегда имеет дело с поведением и реакциями множества людей. От того, насколько они понимают или не принимают эту политику, поддерживают или сопротивляются ей, во многом зависят конечные результа-
Дж. Томпсон выдвинул концепцию существования “внешнего слоя” организации, постоянно взаимодействующего со средой и защищающего свое внутреннее “технологическое ядро” от ее нежелательных изменений. В целом, данная теория утверждала общую, последовательную и многостороннюю зависимость организации от условий “внешней” среды.
С использованием этих посылок концепции Дж. Томпсона построили свое исследование П. Лоуренс и Дж. Лорш. В совместной работе “Организация и среда: управление дифференциацией и интеграцией” авторы обосновывали переход современной теории организации к концепции открытой системы. Здесь внешняя среда по ее субокружениям характеризовалась тремя параметрами: степенью неопределенности, степенью однородности, доминирующим фактором конкуренции. Были оценены темпы изменения информации, время реализации обратной связи от среды к организационным действиям, наличие необходимой информации в каждый данный момент времени. Несмотря на локальный характер исследования Лоуренса-Лорша, обнаружение ими непосредственной зависимости характеристик внешней среды и оргструктуры вызвало большой резонанс.
В том же русле провел обследование организаций Р. Дункан, который использовал существенно иные характеристики среды: “простая-сложная”, “статичная-динамичная”. Он пришел к выводу, что вторая из этих характеристик важнее для формирования структуры организаций. Однако, по данным исследований Г. Доуни, Д. Хелригела и Д. Слокума, на структуру сильнее влияет сложность внешней среды. Постепенно стала осознаваться важность форм и механизмов, с помощью которых взаимодействуют среда и организация и менеджеры “воспринимают
неопределенность" среды. Все эти частные исследования требовали концептуальных обобщений и разработки более общей теории внешней среды.
Как известно из теории систем, к среде относится все то, что влияет на систему, но не испытывает равнозначного обратного влияния. “В широком смысле, - как указывает, например, Р. Киллман, - среда организации - это вселенная элементов”. При таком подходе охватить рассмотрением все сколько-нибудь значащие элементы среды практически невозможно.
У. Дилл, а в последствии Эмсри-Трист, Томпсон, Миллер-Райс, Лоуренс-Лорш, Дункан и др. предлагали поэтому ограничится рассмотрением “среды задачи” или “релевантной среды” организации.
По мнению части отечественных исследователей более правильно исходить из “многослойной” трактовки внешней среды, предложенной А. Неганди. Согласно этой точке зрения внешняя среда состоит из следующих “слоев”:
- “социэтальная среда”, включает в себя элементы и подсистемы всего общества, действующие на организацию (общественноэкономические отношения, политика, идеология, культура, государственное устройство и законодательство, образование, общественная психология, местные и национальные традиции);
- “среду задачи”, совокупность подсистем и элементов связи, которые возникают вследствие специфической производственнохозяйственной задачи данной организации (собственники и акционеры компании, банковский капитал, сфера и доминирующий фактор конкуренции, поставщики и потребитель, государственные регулирование и заказы, природная среда);