Ви є тут

Социально-экономический анализ развития местного самоуправления и становления бюджетных отношений

Автор: 
Хозяинов Богдан Георгиевич
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2001
Артикул:
270037
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1.
Социально - экономические особенности формирования бюджетных отношений в условиях развития местного самоуправления
1.1. Особенности развития местного самоуправления в современной России 9
1.2. Источники формирования местных бюджетов 28
1.3. Повышение эффективности использования бюджетных
средств 48
ГЛАВА 2.
Местные бюджеты - основа финансово -экономического развития муниципальных образований
2.1. Современное состояние и основные тенденции развития
местных бюджетов 70
2.2. Роль местных бюджетов в
межбюджетных отношениях 90
2.3. Формы оптимизации распределения бюджетных
ресурсов в решении местных социальных задач 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
144
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
153
2
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность темы исследования.
Российское общество на рубеже XX - XXI вв. переживает глубокие внутренние изменения. Они связаны с формированием новой системы общественного устройства, новыми способами политического и социально -организационного регулирования общественных процессов, с утверждением новых принципов социального взаимодействия в гражданской, правовой и экономической сферах. Переходный период выявил позитивные тенденции стимулирования местным самоуправлением новых форм социальной самоорганизации. Благодаря возрастанию объема управленческих задач «снизу», социальная система становится более стабильной во взаимодействии с внешней социальной средой.
В современных условиях, когда ответственность органов местного самоуправления за решение проблем социального свойства неизмеримо возросла, а необходимое для этого ресурсное обеспечение минимально, неизбежно возникает вопрос о разработке индивидуальной для муниципальных образований долгосрочных программ развития социальной сферы, позволяющих наиболее эффективно использовать имеющийся ресурсный потенциал. Главным источником финансирования развития социальной сферы становятся местные бюджеты, с помощью которых происходит регулирование деятельности субъектов хозяйствования, что позволяет координировать и реализовывать многообразные интересы населения.
Переход муниципалитетов к экономической самостоятельности коренным образом изменил механизм формирования и использования бюджетных ресурсов. Муниципальные образования получили определенные права в области налогообложения и распоряжения муниципальной собственностью. В результате укрепилась зависимость доходной базы бюджета от эффективности управления процессом формирования финансовой базы социально - экономического развития. Недостаточная рациональность принятой Правительством РФ политики выравнивания связана с игнорированием главного принципа функционирования финансовых кругооборотов в рамках бюджета - их объективной связью со сферой производства товаров и услуг как главного источника бюджетных ресурсов.
Политика финансовой стабилизации, ориентированная на сокращение дефицитного финансирования бюджетных расходов, привела к нарастанию
з
Схема 1. Уровни публичной власти.
тек
шшіш
ШШШ
Щ} ' шм
ттШт
"Ш :
ІЇЖЖ'Ї- »Л -Л їіШ'ї
ШЖШ0Ш
йййтВН
ш
«"УЛ.
15
♦ Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (СЗ РФ. 1996. №49 Ст. 5497).
♦ Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3595).
♦ Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464).
♦ Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 224).
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность, регулирует и защищает права граждан на осуществление местного самоуправления, устанавливает порядок судебной защиты прав местного самоуправления, осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, регулирует особенности организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях17.
Ряд нормативных положений о местном самоуправлении содержится в указах Президента РФ и иных подзаконных актах Российской Федерации и субъектов РФ, например, в Распоряжении Мингосимущества от 23 апреля 1999 года № 592-р «Об утверждении разъяснений о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность»18 Что касается последней группы актов, то они преимущественно направлены на создание инфраструктуры, поддерживающей реформу местного самоуправления на федеральном уровне.
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» регулирует отношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, передает материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления полномочий органов
1 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный Закон. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995, №35, ст. 3506. Ст. 4
’* «Об утверждении разъяснении о применении законодательства о приватизации и нормативных правовых актов, регулирующих порядок разграничения собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность». Распоряжение Мингосимущества от 23.04.1999 3 59-р. Ст. 12