Содержание,
Введение......................................................стр. 3
Глава 1. Основные тенденции занятости населения в условиях социально-экономической трансформации Азербайджана.............стр.9
1.1. Теоретические и методические вопросы регулирования занятости населения в переходный период........................стр.9
1.2. Занятость населения в Азербайджанской Республике
в условиях перехода к рыночной системе хозяйства ............стр.21
Выводы по 1 главе............................................стр.ЗЗ
Глава П. Характеристика занятости населения в современной экономике Азербайджана........................................стр.36
2.1. Изменение занятости населения: социально экономический анализ.......................................................стр. 36
2.2. Экономические реформы и развитие новых форм занятости
населения....................................................стр. 50
Выводы по П главе............................................стр. 63
Глава 3. Основные направления государственной политики занятости населения в Азербайджанской республике.............стр. 66
3.1. Институциональная структура регулирования занятости населения....................................................стр.66
3.2. Эффективность государственных программ в области занятости населения: социальный аспект.......................стр. 81
3.3. Пути становления и развития современной модели
занятости населения в Азербайджане...........................стр. 93
Выводы по Ш главе............................................стр. 103
Выводы.......................................................стр. 107
Список использованной литературы.............................стр. 117
Введение
Актуальность темы исследования. Процессы трансформации, происходящие во всех сферах общественной жизни Республики Азербайджан, переход к новой системе экономических отношений сопровождается целым рядом проблем, в том числе в области обеспечения, занятости населения и регулирования рынка труда (1,35,36,40,42,77,79). Проблемы занятости в Азербайджане, связанные с действиями сложных экономических, социальных, исторических, политических причин, условий и факторов, аналогичны проблемам, с которыми сталкиваются все бывшие республики СССР, осуществляющие переход к современной рыночной экономике (2,10,24,28,31,-73,82,100,108). Вместе с тем процессы в сфере рынка труда и занятости населения в Азербайджане обладают национальной спецификой, обуславливающей особенности формирования рынка труда и решения проблем занятости и безработицы в Азербайджане (43,107,112,115, 116).
Проблемы занятости населения, рынка труда и безработицы занимают одно из центральных мест в процессе трансформации социально-экономической системы. Во многих странах они решаются при регулирующем воздействии государства (8,11,32,33,39,49,54,55). Государственное регулирование рынка труда и занятости населения, в том числе его отдельных социально демографических групп, при этом выступает составной части всей системы государственного регулирования экономической и социальной жизни общества и осуществляется во взаимосвязи с другими инструментами и механизмами государственного управления (56,60,64,66,67,75). С приобретением независимости в Азербайджанской Республике началось становление национальной экономики, основанное на необходимости, требованиях и возможностях независимого государства регулировать процессы социально-экономического развития и определять судьбу своего народа (5,36,46,53,69,101). Это, в частности, означает, что в настоящее время в республике в вопросах регулирования социально-экономических процессов во главу угла ставятся националь-
летворения общественных потребностей в работниках, а также личных потребностей и интересов в оплачиваемых экономически целесообразных местах» (65).
Следовательно, занятость выполняет две взаимосвязанные и взаимозависимые функции- экономическую и социальную (5,13,30,34). В значительной степени это положение отражено и в “Законе о занятости” населения в Азербайджанской Республике, зафиксировавшем, что, «занятость — это любая, не противоречащая законодательству Азербайджанской Республики деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход)» (16).
Следует отметить, что эволюция взглядов на роль государства в макроэкономическом регулировании, в том числе рынка труда претерпела серьезную трансформацию.
Классическая экономическая теория возникла во времена становления капитализма. Наблюдаемые в эту эпоху закономерности развития экономики позволили утверждать, что рыночная экономика способна к полной самостоятельной реализации. Исходя из этого, сторонники классической теории полагали, что государство не должно вмешиваться в действия рынков, в том числе и рынка труда (95). В условиях существовавшей тогда совершенной конкуренции, высокой эластичности цен, заработной платы, процентных ставок, макроэкономическое равновесие могло быть нарушено только в случаях войн, неурожаев и других внеэкономических факторов. Эти чрезвычайные обстоятельства приводили к росту числа безработных, среди работников усиливалась конкуренция за рабочее место, заработная плата снижалась. Однако безработица не приобретала длительный характер. В последующем, когда равновесие восстанавливалось, безработица сокращалась, а занятость по принципу сообщающихся сосудов увеличивалась.
Эти и другие обстоятельства приводили к нарушению макроравновесия и способность экономики к саморегулированию. Экономическая ситуация в
годы Великой депрессии (1929-1933 г.г.) показала, что выйти из кризиса без регулирующего воздействия государства по восстановлению макроравновс-сия экономической системы не представляется возможным. Таковы были объективные условия, при которых на смену классической теории, абсолютизировавшей способность рыночной экономики к саморегулированию, возникла новая, экономическая теория государственного макроэкономического регулирования, развитая Дж. Кейнсом (22) в работе «Общая теория занятости процента и денег» (1936). Согласно кейнсианской теории, достижение 100-процентной вовлечённости в производство всех трудоспособных граждан в условиях рыночной экономики невозможно. На практике максимальный уровень занятости может составлять всего лишь 96-97%, а остальные 4-3% экономически активного населения будут заниматься поиском работы, поскольку такие формы безработицы, как фрикционная и структурная, практически не устранимы.
Известно, что в 70-х годах созрели условия, в силу которых кейнсианская теория государственного регулирования стала неэффективной. Стало происходить замедление экономического роста, основными причинами которого являлось снижение деловой активности из-за высокого налогового бремени, большой социальной поддержки малоимущих слоев населения. Необходимость обновления производства, оживление деловой активности, усиления конкуренции, требовала ограничения вмешательства государства в социально-экономические процессы. Таковы были объективные основные предпосылки, обусловившие смену кейнсианской модели на Монетаристскую модель регулирования экономики (31).
Согласно монетаристской теории, нарушение макроэкономического равновесия связано с изменением количества денег, определяющим совокупный спрос на деньги. В этой связи, по мнению монетаристов, главная задача государства в деле обеспечения стабильного экономического роста заключается в поддержании стабильного спроса на деньги. Это означает, что посредством изменения денежной массы, являющейся главным рычагом регулиро-
- Київ+380960830922