Ви є тут

Формування пріоритетів у розвитку підприємств регіону.

Автор: 
Дмитренко Ірина Євгенівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U000911
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Исследование предпосылок формирования
приоритетов в развитии предприятий региона
2.1. Исследование внешней среды и возможности формирования приоритетных
направлений развития предприятий региона
В контексте процесса формирования и реализации приоритетных направлений
развития предприятий региона внешняя среда может быть определена как
совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на выбор
приоритетных направлений развития предприятий и определяет механизм их
реализации. В свою очередь, в силу наличия определенных взаимосвязей, внешняя
среда является подверженной опосредованному воздействию факторов внутренней
среды предприятия.
Анализ внешней среды является одной из мер упреждающего воздействия и одним из
тех инструментов, при помощи которых руководители предприятия контролируют
внешние по отношению к предприятию факторы с целью предвидения потенциальных
угроз и открывающихся новых возможностей. Анализ внешней среды позволяет
предприятию своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей,
разработать ситуативные планы развития на случай возникновения непредвиденных
обстоятельств, разработать стратегию, которая позволила бы предприятию
достигнуть своих целей, защитить свои экономические интересы, превратить
потенциальные угрозы в выгодные возможности [100,83,129].
В экономической литературе [109,52,70,32] выделяется семь основных сфер
внешнего окружения, соответственно которым группируются факторы глобальной
внешней среды, исследование которых позволяет получить полное представление о
складывающихся тенденциях в развитии внешней среды предприятия:
1. Экономическая среда представляет собой совокупность факторов, оказывающих
определяющее воздействие на деятельность предприятия. Среди основных из них
выделим следующие:
темпы инфляции (дефляции);
налоговые ставки;
международный платежный баланс;
уровень занятости населения в целом и в отрасли;
средний уровень платежеспособности предприятий.
2. Политическая среда и протекающие в ней процессы оказывают непосредственное
влияние на производственно-хозяйственную и социально-экономическую деятельность
предприятий. Нестабильность политической ситуации в стране может привести к
изменению условий хозяйствования предприятий. К числу основных факторов
политической среды можно отнести следующие:
межгосударственные соглашения по тарифам и торговле;
протекционистская таможенная политика, направленная против третьих стран;
нормативные акты местных органов власти и центрального правительства;
уровень развития правового регулирования экономики;
кредитная политика местных властей;
ограничения на получение ссуды и наем рабочей силы.
3. Рыночная среда включает многочисленные факторы, которые оказывают
непосредственное влияние на эффективность работы предприятия и его позиции на
рынке, в частности такие, как:
изменение демографических условий;
уровень доходов населения и их распределение;
жизненные циклы различных видов товаров и услуг;
уровень конкуренции в отрасли;
доля рынка, занимаемая предприятием;
емкость рынка или защищенность его правительством [109].
4. Технологическая внешняя среда требует от субъектов хозяйствования проведения
непрерывного анализа, с целью своевременного мониторинга изменений, которые
могут представлять собой угрозу самому существованию предприятия, поскольку
вариативность именно технологической внешней среды способна поставить
предприятие в безнадежное положение в условиях конкуренции. Анализ
технологической внешней среды должен учитывать изменения в технологии
производства, конструкционных материалах, применения вычислительной техники для
проектирования новых товаров и услуг, в управлении, изменениях в технологии
сбора, обработки и передачи информации, в средствах связи.
5. Конкурентная внешняя среда требует постоянного контроля со стороны
руководства предприятия за действиями конкурентов.
Суть анализа можно свести к поиску ответов на вопросы о целях конкурентов,
направлениях их текущего развития и потенциальных возможностях. В анализе
конкурентов выделяются четыре диагностические зоны:
анализ будущих целей конкурентов;
оценка их текущей стратегии;
оценка предпосылок относительно конкурентов и перспектив развития отрасли;
изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Контроль деятельности конкурентов необходим для своевременного реагирования
предприятия на потенциальные угрозы [52].
6. Социальная внешняя среда предполагает наличие таких факторов, как
изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В
условиях экономической нестабильности именно факторы социальной среды наиболее
подвержены нестабильности и способны генерировать проблемы, представляющие
большую угрозу для предприятия. С целью ограничения их негативного влияния
предприятие необходимо рассматривать, прежде всего как социальную систему,
развитие которой должно проистекать в соответствии с изменениями внешней
среды.
7. Международная внешняя среда, включает группу факторов, анализ которых
приобрел важное значение для отечественных предприятий после отмены
государственной монополии на внешнюю торговлю. Разрабатывая стратегию выхода на
внешний рынок необходим постоянный контроль за ситуацией, которая складывается
в этом обширном сегменте. При этом особого внимания заслуживает политика
правительств стран-партнеров, направленная на защиту или расширение
национального рынка в целом или его отдельных отраслей. С учетом всей
совокупности факторов внешней среды стратегия предприятия может быть направлена
на поиск защиты у правительства от иностранных конкурентов, укрепление
в