РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВ НА ЭКОНОМИКУ
СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Целью анализа эффективности налогообложения является изучение возможностей и направлений ее совершенствования. В настоящее время эта проблема как нельзя остро стоит в Украине - проводимая налоговая реформа поставила своей целью создание сбалансированной схемы налогообложения, которая позволит реализовывать в полной мере и фискальную, и экономическую функцию налогов. В прежней системе налогообложения преобладала фискальная функция налогов, но и она не могла быть реализована в полной мере. Экономическая функция реализовывалась лишь в некоторых, весьма ограниченных случаях. Ниже нами представлены результаты исследования функционирования основных налогов с юридических лиц в Украине, анализируется эффективность их применения - как с позиции бюджета, так и с позиции рядового плательщика.
В качестве информационной базы использовалась информация о поступлениях от налогов и сборов (обязательных платежей) по Горняцкому району г.Макеевки, данные бухгалтерской отчетности ряда предприятий названного района, статистические данные по Украине. Наше исследование было направлено на изучение воздействия налогового давления на различные предприятия. Из рассмотрения исключены организации сферы финансовых услуг (банковские организации, страховые организации, финансовые посредники и пр.), так как специфика деятельности этих субъектов хозяйствования требует отдельных исследований.
2.1. Анализ функционирования основных налогов
Наибольшую роль в системе финансирования доходной части государственного бюджета Украины обладают три основных налога: налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость и подоходный налог с граждан. Так, в налоговых поступлениях в бюджеты Украины по плану на 1999 г. доля поступлений по этим налогам в сумме оценивалась на уровне 66,8% от общего объема поступлений (НДС - 32,8%, налог на прибыль - 18,5%, подоходный налог - 15,5% соответственно). В налоговых поступлениях 2000 г. поступления по данным видам налогов составили 75,2% от общего объема поступлений (НДС - 34,2%, налог на прибыль - 23,9%, подоходный налог - 17,1%). Общая структура налоговых поступлений представлена в табл. 2.1. (см. также табл. 1.2 и табл. 1.3 в первой части данной работы). Таким образом, три основных налога - налог на прибыль, НДС и подоходный налог - являются наиболее мощным и действенным инструментом управления экономикой государства.
Ниже мы рассматриваем экономическую сущность двух самых значимых налогов (и самых влияющих на экономику предприятий-плательщиков), действующих в Украине, их особенности, изменения и нововведения, связанные с совершенствованием налоговой системы, динамику поступлений налоговых платежей.
2.1.1. Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость косвенный налог, включаемый и цену товара в виде надбавки и вносимый в государственный бюджет; представляет собой часть прироста стоимости, создаваемом на всех стадиях производства и предоставления услуг, либо после таможенного оформления товаров (работ, услуг).
Этот налог впервые был введен в Западной Европе в 1954 году, во Франции, и к настоящему времени применяется в более чем сорока странах мира. НДС обрел значение мощного, емкого канала наполнения доходной части бюджета. Столь быстрое распространение НДС объясняется наличием целого ряда преимуществ этого вида налога по сравнению с другими налогами, одно из которых - четко выраженная регулирующая функция данного налога.
Таблица 2.1
Налоговые поступления1 в доходах сводного бюджета Украины
Наименование платежа1999 г.2000 г.млн. грн.%млн. грн.%Подоходный налог с граждан 4434,417,66377,820,3Налог на прибыль предприятий 6352,525,37727,124,7Налог на добавленную стоимость 8409,233,59437,730,1Акцизный сбор с отечественных товаров1577,26,31798,3 5,7Акцизный сбор с импортных товаров210,40,8441,31,4Другие налоги4146,616,55559,917,7Всего25130,4100,031342,1100,0 1 - данные приведены в соответствии с [118].
Объектом налогообложения являются обороты с реализации товаров (работ, услуг). Обычно сумма НДС определяется в процентах от цены изделия, а ставки налога являются пропорциональными. Выделение суммы налога, уплачиваемого плательщиком с добавленной стоимости как таковой (прибыли предприятия-плательщика + расходов по оплате труда с начислениями) достигается путем вычитания суммы уплаченного им НДС при покупке сырья и материалов, основных производственных фондов и нематериальных активов (так называемого "входящего НДС") из суммы НДС, полученного от покупателя ("выходящего НДС"). Схематично этот процесс представлен на рис. 2.1.
Обычно, сумма "входящего НДС" вычитается из суммы НДС, полученного от покупателя самим продавцом, в момент перечисления средств в бюджет. В мировой практике также используется схема "налоговых компенсаций", или "налогового кредита", когда бюджет возвращает продавцу сумму "входящего НДС", получая от него полную сумму НДС, уплаченного покупателем.
Рис. 2.1. Схема определения суммы уплачиваемого в бюджет НДС
Таким образом, экономически НДС воздействует на процесс потребления, на расходы потребителей. Следствие такого воздействия - повышение уровня расходов, а значит и стремление к росту уровня доходов (дабы обеспечить финансирование необходимых расходов). С другой стороны, производитель в определенной мере ограничен в повышении цен интересами покупателей, платежеспособным спросом. Поэтому он вынужден изыскивать оптимальные варианты производственной и сбытовой деятельности: упрощать схему движения сырья от поставщиков, совершенствовать производственный процесс, продвижение продукции на рынок. В этом состоит наиболее важное значение НДС как экономического рыч