Ви є тут

Методологічний аналіз події в філософії історії.

Автор: 
Муза Дмитро Євгенович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U001924
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОБЫТИЕ КАК ОБЪЕКТ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКОЙ
МЫСЛИ
2. 1 Философия жизни и религиозная философия о проблематичности исторического
события.
ХIХ век в спектре социально-философской и философско-исторической мысли имел
не только просветительски-рационалистическую и сциентистскую тенденции. Он
интересен и другим полюсом, обычно ассоциируемым с ир-рационалистическими
взглядами.
На исходе ХIХ века глобальным схемам историзма с его субстанциалистскими
вариантами социального развития, были противопоставлены иные решения. Это новое
истолкование действительности проходило под двумя лозунгами: 1)
иррациональности жизни, особенно исторической; 2) примата существования над
сущностью. Философский дискурс, как это явствует из творчества С.Киркегора,
А.Шопенгауэра, позднего Ф.В.Й.Шеллинга и Ф.Ницше, совершил так называемый
антропологический поворот, в рамках которого проблемы философии истории и
человеческого существования вышли на первое место.
В силу того, что весь прежний набор проблем классической философии был
радикально переосмыслен в свете нового горизонта философствования - философии
жизни, историческое событие в теориях мыслителей этого направления, предстало в
особой онтологической огранке. Немецкий философ Ф.Ницше (1844-1900) здесь
преуспел как никто, поэтому его версия события может рассматриваться как
камертон для последующей философско-исторической мысли.
Начав довольно рано размышлять над проблемами истории (эссе “Рок и история”,
“Свобода воли и рок” написанные в1862 году[309, 123]), Ф.Ницше сформулировал
ряд интересных философско-исторических идей в своих известных работах -
“Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм” и “О пользе и вреде истории для
жизни”. В “Рождении трагедии” использовав дихотомию А.Шопенгауэра: “воля” -
“представление”, Ф.Ницше представил каждый из ее членов в виде конститутивных
принципов исторического бытия, предельно их онтологизировав. Так,
контр-принципы - Аполлонийское и Дионисийское, считает он, лежат в основании
культуры, задавая ее динамизм и вектор направленности. Если первый
предостерегает людей от диких порывов, неистовства, чрезмерности, и взамен
предлагает гармонию и красоту[310, 70], то второй - порождает противоположные
инстинкты: тревоги, сомнения, смерть. Бог Аполлон держит человека в иллюзии,
“обманчивом” реальном мире с его множественностью явлений (оформленных
пространством и временем), околдовав его чарами, среди которых - радость. За
нею не видна бездна боли и страданий. Аполлон изгоняет страдание из жизни
прославлением “вечного явления”. Другое - Дионис, бог страдающий,
растерзываемый и вечно воскрешаемый. Это изначальное, до-жизненное бытие,
первоединое, дающее миру (природе и истории) свою божественную санкцию. Этот
принцип отвечает за вечное становление вещей и событий, символизирует сущность
самой жизни.
Противоречие “лежащее в самом сердце мира”[310, 92] пронизывает каждую эпоху и
тем более, оно проявляется на уровне атома истории - события. На уровне
последнего как раз и разыгрываются “варварский” или “цивилизованный” сценарий.
Бросая беглый взгляд на культуру Германии, философ усматривает в событии
немецкой Реформации разверзшуюся бездну дионисизма. Сама плеяда реформаторов,
людей “одержимых Дионисом”, реанимирует на время потухший вулкан немецкой
культуры, репрезентирующей дионисийство [310, 150].
Далее Ф.Ницше говорит о иной принципиальной модели исторического действа -
оппозиции дионисийского и сократовского начал. Они - суть движетели истории и
культуры. Их дихотомия порождает событие - появление “новорожденного демона” -
Сократа. В его личности Ницше увидел “одну из новых точек и осей так называемой
всемирной истории”[310,115]. О чем же говорит появление на арене истории
безобидного гражданина Афин? Немного, немало как о “порождающем” принципе
культуры, доминанты которой - сознание и разум, противоположные инстинкту
жизни. Человеческая культура в лице Сократа “теоретического” человека,
знаменует победу аполлонийского начала.
Таким образом, исторический процесс с его событийной составляющей, по Ф.Ницше,
есть процесс взаимодействия принципов. Онтология события тут -сталкивающиеся
принципы[311, 34]. Сама событийная история через эту призму развертывается по
схеме: “грубый дионисизм” в начале истории; этап взаимодействия
(взаимопроникновения) аполлонийского и дионисийского начал в эллинской культуре
и ее модификациях - сократовской и александрийской культурах; и современность -
с сократовской тенденцией.
В этой ранней работе Ф.Ницше приводит все социальные явления - события и
процессы к общему знаменателю (критерию), с помощью которого отграничивается
один класс явлений от всех прочих. “Все, что мы зовем теперь культурой,
образованием, цивилизацией, должно будет в свое время предстать перед
безошибочным судьей - Дионисом”[310, 135]. Вся история как бы опрокидывается
вспять и черпает ресурс для своей событийной динамики из принципов, дремлющих в
толще культуры, феноменалистски проявленных в античности. “Шествие” принципов
по дорогам истории, то ли в виде антагонизмов, то ли их симбиоза, замыкается, в
итоге, на “вечное утверждение”, ибо жизнь изначально лишена негативности.
Поскольку история для Ф.Ницше есть арена реализации принципов в определенных
перспективах, важным мотивом его философско-исторических поисков служит
иудео-христианская традиция, с ее глубокими культурными основами. Желая
добраться до сути современных ему коллизий, философ поднимает вопрос о
процессе, “вызревавшем” в недрах христианства, в