РАЗДЕЛ 2
ОСМЫСЛЕНИЕ СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ,
ОБЩЕСТВЕННОМ, ГЛОБАЛЬНОМ УРОВНЕ СОЗНАНИЯ КАК ПРОЦЕСС
ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ
2.1. Понятие об уровнях осмысления смерти и бессмертия, их взаимосвязь и
взаимозависимость
Дальнейший анализ осмысления смерти и бессмертия возможен лишь в том случае, если принимать во внимание, что этот процесс происходит не в некой абстрактной системе, а на разных уровнях этой системы. Духовное напряжение, вызванное осмыслением конечности человека, свойственно как индивидуальному, общественному, так и глобальному сознанию. Процессы эти неразрывно взаимосвязаны между собой, хотя каждый из уровней сознания имеет определенную специфику, особенности протекания. В то же время можно говорить о некоторых сходствах, закономерностях, общности их черт, что позволяет представить более или менее стройную структуру осмысления человеческой конечности в целом. Приоритет здесь имеет личностное восприятие собственной пространственно-временной ограниченности. На уровне личности происходит как освоение уже существующих достояний человечества относительно сущности и ценностных значений смерти и бессмертия, так и критическая оценка этого опыта, выработка индивидуальных взглядов, мнений, убеждений, переживаний. Этот процесс неразделим с психофизиологическим, интеллектуальным, личностным, духовным ростом индивида. На него оказывает влияние историческая ситуация и непосредственное окружение. С осознанием смертности связана внутренняя душевно-духовная жизнь, созидание мира мыслей и чувств, идеалов, принципов, страстей, устремлений и их смена в ходе становления личности. Постепенно выкристаллизовывается индивидуальный ценностно-нормативный стержень человека, вырабатывается программа собственной жизнедеятельности, решается вопрос о смысле жизни и возможности самореализации. Он учится видеть смысл смерти и наделяет свою жизнь новыми значениями и ценностями, создает обновленный образ "Я".
Процесс "приближения" человека к смерти можно описать как поэтапный, поступательный, связанный с его переходами в разные состояния и качества. В целом - это движение от первого обнаружения, что предметы, вещи, явления этого мира конечны, то есть от открытия для себя пределов их эмпирического существования, к пониманию пространственно-временной ограниченности, смертности как родового атрибута человечества; от осознания неизбежности собственной конечности в неизвестном будущем и мысленного, гипотетического определения границ своего существования к непосредственному столкновению со смертью и переживанию собственного умирания. Переход в новое измерение жизни всякий раз характеризуется мучительными переживаниями, становится своеобразным "моментом истины" в поиске более прочных "опор" бытия, сопровождается то выходом в социальный мир, то "уходом в себя", что в результате приводит к конфликту ценностей и кризису идентичности. В переходные периоды наиболее остро ощущается неустойчивость бытия, растет тревога в связи с сокращением дистанции "Я - смерть". Тогда жизненный этап можно расценивать как мини-жизнь, а его завершение - как мини-смерть. Весь жизненный путь человека - это сплошное "оконечивание" одного бытия и начало нового, это сплошной "диалог" со смертью.
Восприятие своей конечности на каждой из стадий развития идентичности заставляет человека сделать выбор той или иной позиции из множества возможных вариантов, что позволяет ему успешно существовать в дальнейшей жизни. Потребность индивида в идентичности - это потребность в преодолении противоречий и в достижении целостности своей личности, которая немыслима без включенности в социальные отношения, без ощущения принадлежности своему народу, человечеству [79;53-60]. Так возникает вопрос о взаимосвязи и взаимозависимости осмысления темпоральности человеческого бытия на уровне личности и на уровне общества, а также проблема соотношения становления индивидуальной и коллективной идентичности. Так ли значим этот фактор в истории как в эпосе, легенде, биографии, повседневном мышлении? По утверждению Э. Трельча, "...так как серьезный анализ показывает, что каждый индивид ... может быть понят, лишь исходя из большей тотальности, семьи, рода, класса, народа, обстоятельств времени, общей духовной ситуации и, наконец, общечеловеческой связи, то подлинным предметом научной истории становились все меньше биографии отдельных индивидов и все больше коллективные индивидуальности - народы, государства, классы, сословия, эпохи, культуры, тенденции культуры, религиозные сообщества, комплексы событий разного рода..." [130;32].
В анализе историко-культурных процессов мы имеем дело с тотальностями, а не с индивидами. Тем не менее, личностное и социальное восприятие человеческой смертности, становление индивидуальной и общественной идентичности находятся в тесных отношениях. Переживаемые человеком страх смерти, тревога, ощущение угрозы "Ничто", сопровождающие его кризисы идентичности нельзя отделять от современных ему исторических кризисов. Они помогают понять друг друга. Как пишет Э. Эриксон, "процессы разрывов в индивидуальной идентичности непосредственно соотносятся с существованием коллективной идентичности, которая также не свободна от всевозможных разрывов, мутации идеалов, поисков смыслового содержания действительности" [160;32]. Процесс становления общественного сознания испытывает проекции субъективных переживаний темпоральности, образов, страхов и эмоций. Коллективное сознание не бывает нейтральным по отношению к объективно развертывающимся процессам индивидуального, группового, субкультурного восприятия человеческой конечности. Выходит, что осмысление смерти и бессмертия как предельных характеристик человеческого бытия представляет собой непрерывный процесс перевода общественных, внешних знаний и представлений, ценностных оценок этих явлений во внутренний мир личности и обратно.
Общественное сознание дало целую совокупность понятий, идей, взглядов, иллюзий, чувств, переживаний, настроений, це