Раздел II. Межгосударственные отношения в Черноморье в контексте формирования системы региональной безопасности.
2.1. Некоторые особенности региональной системы безопасности в современных международных отношениях.
Крах биполярного мира до основания потряс всю систему международных отношений. Нарушение десятилетиями неизменно существовавшего баланса сил, вызванное дезинтеграцией СССР, автоматически повлекло за собой изменение параметров международной безопасности. Как отмечает С. Пирожков, директор Института украино-российских отношений, "в современном геополитическом просторе Европы наблюдается так называемая "диффузия угроз" безопасности - перемещение их с глобального уровня на региональный и национальный" [II. 152. 22].
Такое уровневое смещение акцентов безопасности породило ряд новых региональных и межнациональных кризисно-конфликтных узлов, в годы "холодной войны" сдерживаемых двумя мировыми идеологиями. В Заключительном коммюнике совместной сессии Комитета военного планирования и Группы ядерного планирования НАТО в мае 1994 года, отмечалось, что сегодня угрозы нашей безопасности и стабильности Европы в целом намного разнообразнее и сложнее, нежели те, с которыми НАТО столкнулась в первые четыре десятилетия и что проблемы безопасности требуют более широкого подхода [II. 115. 57]. В этом отношении, Черноморский регион, как стратегически важная составляющая часть архитектуры общеевропейской безопасности, не может не вызывать тревоги.
В годы "холодной войны" Черноморский бассейн попал в зону прямого соприкосновения интересов антагонистических блоков. Военно-политическую ситуацию в регионе вплотную контролировали Организация Варшавского договора, с одной стороны, и НАТО, с другой. Значимость региональной безопасности для Черноморских держав рассматривалась только лишь в контексте центросилового противостояния на глобальном уровне и была предопределена им. В этой связи в Черноморском регионе, как, впрочем, и в других точках планеты, предполагалась определенная искусственная упорядоченность региональных взаимоотношений.
С исчезновением глобальной контрсилы - СССР - современный регионализм открыл не только широкие возможности кооперации странам одного региона, но и возложил определенные обязанности на них по созданию приемлемых условий для ее осуществления в рамках региональной системы. В современном понимании регион представляет собой местный инструмент поддержания мира и предотвращения агрессии в одной части света без вмешательства других частей света. Пути к стабильности определяются современным внешнеполитическим императивом - безопасность для себя через безопасность для всех. Установление и поддержание определенного баланса сил с постепенным устранением противоречий (при уменьшении значимости силового метода) относится к числу важнейших условий функционирования современной международной системы, характеризующих степень ее стабильности. Г.И.Тункин отмечает, что "под нормальным функционированием международной системы... понимается такое ее функционирование, которое соответствует общедемократической модели международной системы, то есть при котором взаимосвязи между компонентами международной системы, и, прежде всего, государствами, не выходят за параметры этой системы, установленные международным правом. Иначе говоря, - это такое функционирование..., которое признано "нормальным" всеми государствами. Только такое функционирование... обеспечивает сохранение мира, развитие международного сотрудничества..." [II. 166. 146]. Поддержание в системе определенного равновесия, сбалансированности между входящими в нее элементами - функциональный способ ее существования.
С появлением мировой монополярности все острее стали проявляться естественные угрозы, заложенные в исследуемый регион историей и, как оказалось, только временно замороженные "холодной войной".
Безопасность в Черноморском регионе, как обязательное условие его процветания, находится в прямой зависимости от угроз, заложенных сразу на двух уровнях: международном и внутригосударственном. На внутригосударственном уровне к угрозам относятся ряд неурегулированных этно-территориальных проблем. У Турции - это проблема курдов, у Украины - Крым, у России - Чечня, у Грузии - Абхазия, у Азербайджана - Нагорный Карабах, у Молдовы - Приднестровье. На международном уровне существует нестабильность в отношениях Турции и Греции, Албании и Греции, Румынии и Украины, Украины и России, Армении и Азербайджана.
Перед Черноморскими странами, особенно новыми, ставшими на путь государственного возрождения и регионального сотрудничества, возникла проблема сдерживания таких двухуровневых угроз.
В связи с этим, с началом 1990-х годов возникает необходимость поиска и установления в зоне Черноморского бассейна новой системы безопасности, которая будет способна удовлетворить политические, экономические, экологические интересы каждой из стран региона. В конечном итоге, от того, какая система безопасности будет сформирована и будет ли сформирована вообще (а мы говорили о том, что Черноморский регион находится в движении - процессе своего формирования), зависит, сохранится ли, трансформируется или разрушится Черноморская система международных отношений. Необходимо подчеркнуть, что основная проблема в сфере безопасности в Черноморском регионе охватывает традиционные сферы - военно-политические. Не смотря на то, что региональная военно-политическая безопасность напрямую связана с развитием регионального экономического сотрудничества (оба вида региональных отношений находятся в прямой зависимости друг от друга, о чем не мало уже упоминалось и будет упоминаться в данной работе), стоит все же выделить своеобразие этих двух параметров международной системы в их качественном сравнении.
Дело в том, что каждая международная организация представляет собой подсистему международной системы [II. 166. 19]. ОЧЭС, как "структурная надстройка", подсистема Черноморской системы международных