РАЗДЕЛ 2
ГРОТЕСК В ФЕЛЬЕТОНАХ И РАННИХ РАССКАЗАХ М.А.БУЛГАКОВА
Проблема гротеска в "малой" прозе М.А.Булгакова 1920-х годов является наименее изученной в литературоведении и, на наш взгляд, имеет большой интерес с точки зрения становления творческого метода писателя, формирования его художественного мира, где гротескные формы играют необычайно важную роль.
1923-1926-е годы считаются расцветом жанра фельетона в творчестве М.А.Булгакова. Булгаковские фельетоны отличаются острой злободневностью и вместе с тем философичностью, саркастически-язвительной насмешкой, социально-психологической трактовкой образов. Фельетоны М.А.Булгакова 1920-х годов представляют собой своеобразное жанровое образование с трудно определимыми границами и, по мнению исследователей, не всегда отграничимы от сатирических рассказов. Анализ свойств булгаковских фельетонов позволяет говорить об их синтетической природе, симбиозе с очерком, обозрением, репортажем, рецензией, эссе, анекдотом. Л.Ф.Ершов писал о том, что М.А.Булгаков "искусно строит свои фельетоны", прибегая "к формам письма, дневника, новеллы, сценария, рецензии, статьи, даже "романа" [69; 124, 128].
Жанровое многообразие "гудковских" фельетонов писателя позволило Л.Фиалковой выделить такие их формы, как роман-фельетон ("Залог любви"), маленький уголовный роман ("Тайна несгораемого шкафа"), разговор ("Развратник"), транспортный рассказ ("Как школа провалилась в преисподнюю"), пьесы ("Сильнодействующее средство", "Кулак бухгалтера", "Пожар" и др.), монолог ("Беспокойная поездка"), дневник ("Площадь на колесах", "Летучий голландец"), письма ("Негритянское происшествие", "На чем люди сидят"), фантазия в прозе ("Чемпион мира") и др. [180, 711].
Фельетоны, опубликованные в "Гудке" в течение 1922-1926 годов (около 120 произведений), отличались от газетных сообщений в "Накануне". М.О.Чудакова считает, что в "Гудке" описательный фельетон такого же рода, как в "Накануне", не мог иметь место, поэтому в газете М.А.Булгаков целиком оставался в русле фельетона обличительно-бытового [180, 711].
В своей "малой" прозе, при всей ее злободневности, писатель умело ставил наиболее острые социальные вопросы, доходил до корня негативного явления, доводил факты действительности до типического обобщения. Темы и проблемы, которые стремился охватить художник, достаточно многообразны: проблема социального расслоения населения, ликвидация неграмотности, проблемы школьного образования, жилищно-коммунальные условия, семейные отношения, проблема пьянства, положение "маленького человека" в условиях бюрократизации общества, правовые, медицинские проблемы и многие другие.
Большинство булгаковских фельетонов, а также некоторые ранние рассказы созданы на базе живой конкретики, на основе принципа документализма, но уже в раннем творчестве писателя появляются произведения, в которых используются разнообразные средства условности, в том числе и гротеск. Одним из первых произведений, где М.А.Булгаков применил гротескный принцип типизации, был пародийный фельетон "Похождения Чичикова" (1922), снабженный подзаголовком "Поэма в 10-ти пунктах с прологом и эпилогом". Эпиграф, сюжет и образная система фельетона содержат прямую установку на поэму Н.В.Гоголя "Мертвые души". Тема "мертвых душ", остро поставленная Н.В.Гоголем, органично вошла и в творчество М.А.Булгакова, став одной из ведущих.
В "Похождениях Чичикова" художник поднимает проблему нравственной сущности людей, ставших ловкими дельцами в постреволюционную эпоху. Тема духовной деградации личности обусловила использование гротеска как формы отражения социального абсурда и нравственной деформации личности. Ситуация, сложившаяся в годы нэпа, осмысляется писателем как алогичная, невероятная, что отразилось в своеобразном пространстве произведения. Синтетическая модель пространства в фельетоне базируется на открытии романтизма - двоемирии - и включает в себя потусторонний и реальный миры. В фельетоне возникает ситуация смешения двух несовместимых миров (вымышленного и реального), что влечет за собой деформацию картины мира. Таким образом, здесь проявилась одна из ведущих черт гротескной манеры М.А.Булгакова - синтез подчеркнутой достоверности происходящего и вымысла. Данная особенность прозы писателя станет основополагающей в его дальнейших произведениях. Подобное "прорастание" гротеска из окружающей действительности несет совершенно определенную нагрузку.
Фантастический гротеск в "Похождениях Чичикова" обретает сатирическую направленность и выполняет реалистические функции - он становится средством глубокого анализа окружающей действительности, вскрытия ее безумной сущности, давая автору максимальную степень "субъективной свободы" при вынесении оценки происходящему. Кроме того, концептуальной для гротеска художника является идея связи, пересечения времен. Прошлое в поэтическом космосе М.А.Булгакова всегда живо перекликается с настоящим, в котором, в свою очередь, заложен потенциал для будущего.
В прологе, предваряющем действие, М.А.Булгаков, подобно романтикам, мотивирует создание гротескной ситуации сном, после чего применяет гротескный прием "зеркального" письма, позволяющий достичь максимальной степени обобщения. В результате пространственно-временная и образная системы произведения предстают как бы разделенными на две части. Двухмерная структура пространства, включающая онирическое (сон) и постонирическое (явь) пространства, имеют свои специфические функции. В рамки гротескного онирического пространства заключено основное действие произведения (от пролога до Х главы), где в неразрывном единстве слилось фантастическое и реальное, бытовое: читатель узнает о параллельном существовании "царства теней", мертвые души которого курирует сатана, и мира современной автору Москвы. Сон и явь контрастируют друг с другом, являя собой воплощение романтической оппозиции "мечта - реальность". Выстроив на онирическом пространстве фельетона модель "изнанки" действитель