Ви є тут

Мінімізація конфліктної взаємодії спортсменів у юнацьких збірних командах з футболу

Автор: 
Бузнік Анатолій Іванович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U003013
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников.
2. Педагогические наблюдения.
3. Методы опросов - интервью и анкетный опрос.
4. Метод экспертных оценок.
5. Педагогическое тестирование.
6. Компьютерное и физиологическое тестирование.
7. Методы математической статистики.
Изучение и анализ литературных источников.
Анализ научных источников дал возможность раскрыть содержание основных понятий. Широко изучались вопросы, связанные с проблемой управления тренировочным процессом с использованием метода моделирования в науке вообще и спортивной практике, в частности. На основании анализа и обобщения литературных источников были определены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования.
Педагогические наблюдения. Необходимым условием для успешного управления процессом подготовки и соревновательной деятельностью футболистов является наличие информации о достигнутом ими уровне спортивного мастерства. Для получения информации в практике футбола особенное значение имеет педагогический контроль соревновательной деятельности. Последний должен проводиться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность охарактеризовать каждого игрока как спортивную личность и определить его вклад в общекомандный результат. Педагогические наблюдения проводились во время соревновательной деятельности футболистов юношеской сборной команды Украины.
Анализ игровых действий предполагал два этапа.
На первом этапе в процессе педагогических наблюдений регистрировались действия игроков в атаке и обороне с целью определения количественно-качественных показателей эффективности их игровой деятельности на протяжении 90 минут игры.
Анализ технико-тактических действий футболистов осуществлялся в процессе соревновательной деятельности, с помощью бланковых методик, в которых регистрировались: количество сделанных передач (коротких, средних, длинных, фланговых, передач головой); ведение мяча; обводки; отборы мяча; перехваты мяча; борьба; помехи; удары по воротам.
Определялось общее количество выполненных технико-тактических действий, активно выполненных приемов, количество удачно выполненных действий и процент брака.
На втором этапе рассчитывались показатели, количественно характеризующие игровую деятельность:
АКТИВНОСТЬ = общее количество выполненных действий
время игры

ПРОЦЕНТ БРАКА = количество правильно выполненных действий
количество ошибочно выполненных действий

КОЭФФИЦИЕНТ НАДЕЖНОСТИ (КН) = количество удачно выполненных действий
общее количество игровых действий

В процессе соревновательной деятельности футболистов команды фиксировались следующие показатели: время в игре, голы, количество выполненных технико-тактических действий (ТТД), брак (%), интенсивность ведения игры (ТТД/ мин), активность (в % от модельной), эффективность выполненных ТТД, эффективность (острота) точных ТТД, надежность выполнения ТТД, общая оценка игровой деятельности.
Педагогические наблюдения проводились с целью выявления основных источников и причин возможных разногласий, напряженности эмоциональных связей, а также особенностей поведения спортсменов в конфликтных ситуациях, возникающих в условиях совместной деятельности спортивной команды. Данные, собранные методом наблюдения, дополнялись результатами исследований, полученными с помощью метода беседы со спортсменами, а также тренерами, которые проводились в условиях доверительного общения.
Во время исследований обращалось внимание на индивидуальные особенности воспитанников, реакцию организма на заданные физические нагрузки. Обобщенные результаты педагогических наблюдений были использованы в процессе разработки авторской модели управления конфликтным взаимодействием спортсменов в команде.
Методы опросов - интервью и анкетный опрос. Для диагностики групповой и индивидуальной конфликтности применялась разработанная Т.А.Полозовой [147] методическая процедура, в основе которой лежит метод экспертных оценок. В целях настоящего исследования нами были внесены некоторые дополнения в систему оценок, позволяющие определить интенсивность возникающих в команде межличностных конфликтов. Теоретически исходными, при разработке данной методики послужили три положения:
1) Конфликтное взаимодействие, по какой бы причине оно ни возникло, представляет собой состояние деструкции межличностных взаимоотношений (на эмоциональном, когнитивном либо поведенческом уровнях) между конфликтующими сторонами.
2) Состояние деструкции межличностных отношений сопровождается рядом внешне наблюдаемых проявлений разного характера и остроты.
3) Степень межличностной конфликтности в команде будет максимальна в том случае, если каждый ее член находится в состоянии конфликта с каждым, минимальна - при отсутствии конфликтных отношений между членами группы.
В качестве экспертов выступили все члены исследуемых учебно-тренировочных составов сборной команды, а также их тренеры. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе, преследовавшем цель определить уровень групповой и индивидуальной конфликтности, каждый испытуемый получал бланк-матрицу со списком всех членов своей команды и подробной инструкцией заполнения матрицы:
"Перед Вами список фамилий членов Вашей спортивной команды. Просим Вас оценить, каков характер взаимоотношений между этими людьми. Если Вам в течение учебно-тренировочных сборов приходилось наблюдать какие-либо трения, разногласия, столкновения между парами оцениваемых людей, поставьте в соответствующей клетке оценку согласно следующей шкале:
"3" - столкновения возникают очень часто (почти каждый день);
"2" - часто (1-2 раза в неделю);
"1" редко (несколько раз за весь игровой период)