Ви є тут

Психологічні складові індивідуального іміджу сучасного педагога

Автор: 
Кононенко Анатолій Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000989
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2
ИМИДЖ ПЕДАГОГА
2.1. Индивидуальный имидж педагога и его роль в педагогическом процессе.
реформирование образования
Процесс реформирования образования предполагает усиление внимания к развитию
индивидуальности не только ученика, но и педагога, поощрение их творческих
способностей, неординарности. Но реализация этого положения в достаточной мере
затруднена. Объяснением чему может быть как сложность и противоречивость
процесса реформирования отечественного образования в настоящих
социально-экономических условиях, так и недостаточное отражение процесса
формирования личности и индивидуальности самого педагога в существующих учебных
программах.
Врачи и учителя, ученые и администраторы, чиновники, коммерсанты и артисты -
все выходят на рынок труда. Они в равной мере в своем материальном благополучии
зависят от тех, кто нуждается в их услугах и от тех, у кого они работают. На
рынке труда решающую роль играет фактор обладания человеком, как высокими
профессиональными качествами, так и приятными личными свойствами.
Э. Фромм [187] полагал, что только в исключительных случаях успех преобладающим
образом зависит от квалификации. Для достижения успеха недостаточно иметь
высокую квалификацию, надо чем-то превосходить других, чтобы оказаться
конкурентоспособным. Конкурентная личность имеет явные преимущества в сравнении
с другими людьми. Она в силах выдержать соперничество, добиваясь успеха,
закрепить успешность в сознании других людей и сделать собственные действия
определенной нормой.
По мнению А.А. Бодалева [20], человек воспринимается не только в своих исходных
физических качествах, но и как личность, занимающая определенное положение в
обществе и играющая ту или иную роль в жизни как воспринимающего, так и
общества.
Духовное богатство личности, эмоциональное наполнение проявляется через внешнее
поведение, внешний облик. Чтобы произвести благоприятное впечатление,
необходимо не только желание, но и знание того, как выглядеть определенным
образом в определенное время.
Педагог и, особенно, педагог-руководитель - это человек, который всегда на
виду, поэтому физический облик и внешний вид играют не малую роль в
формировании его образа. Для него необходимо единство внутреннего содержания,
деятельности и внешнего облика.
Наиважнейшим в педагогической деятельности является процесс передачи и приема
информации. Возможность устранения причин, по которым этот процесс нарушается,
нередко лежит в области имиджелогии. Непонимание сообщения, т.е. сбой в
процессе приема информации, возникает в случае, если источник информации
воспринимается как "чужой", или неавторитетный. Причиной этому может быть
негативный имидж педагога.
Использование в одежде цветов, которые вызывают у воспринимаемых негативные
проекции, суровое выражение лица, агрессивные жесты, как показывают наблюдения,
приводят к тому, что педагог воспринимается как "чужой", а следовательно и
информация, которую он сообщает - вредной, ненужной, враждебной.
Процесс формирования индивидуального имиджа педагога носит поэтапный характер,
направленный на интериоризацию и экстериоризацию внешних (визуальный,
аудиальный, олфакторный образы) и внутренних (Я-концепция, ценности, установки,
знания) качеств учителя и гармонизацию взаимодействия педагога и
культурно-образовательной среды. Все это необходимо для достижения адаптивных,
воспитывающих и образовательных целей в процессе реализации коммуникативной
(приводящей к образованию общности), информационной (способствующей
взаимопониманию), когнитивной (позволяющей адекватно оценивать), эмотивной
(способствующей возникновению положительных эмоциональных состояний),
конативной (ориентирующей на сотрудничество), креативной (приводящей к
благоприятным изменениям во взглядах, поведении и качествах личности учащегося)
функций имиджа.
Позитивный индивидуальный имидж педагога-руководителя способствует
взаимопониманию, вызывает симпатию и доверие. Посредством его возможна
координация действий и психических состояний всех участников образовательного
процесса, объединение их в общность.
Позитивный индивидуальный имидж педагога - это гармоничная совокупность внешних
и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств
учителя, призванных продемонстрировать его желание, готовность и способность к
субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса.
В исследованиях В.Н. Черепановой [188] для определения места имиджа в
профессионально значимых качествах педагога преподавателям и ученикам
предлагали список из более 50 качеств и просили выделить из их числа 10,
которые они считают самыми необходимыми для современного педагога. В результате
дети поставили современный имидж на второе место, педагоги - на восьмое.
Е. Русская [163] отмечает: "Взрослые, педагоги и родители часто теряют
авторитет не потому, что им нечего сказать, а потому, что их не интересно
слушать. Если нас сегодня спросят о том, какой предмет был самым любимым в
школе - что бы мы не назвали, у ответов будет одно сходство: этот предмет стал
любимым потому, что нравился преподаватель".
Система профессионального и последипломного образования педагогов уделяет
достаточно внимания повышению квалификации учителя. Но формирование педагога,
как гармонически развитого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются
с физической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами,
адекватной самооценкой, развитой Я-концепцией, часто остается вне поля
деятельности образовательных учреждений.
Целью педагогической деятельности является воспитание