РАЗДЕЛ 2
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО БАРОККО
В УКРАИНСКОЙ МУЗЫКЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ:
СПОСОБЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЖАНРОВОЙ МОДЕЛИ
Инструментальные жанры западноевропейского барокко часто привлекали к себе
внимание украинских композиторов второй половины ХХ столетия. В творческой
практике большинства ведущих отечественных мастеров можно найти сочинения, в
качестве художественного initio которых выступали бы барочные жанры. Так, к
жанрам партиты и старинной танцевальной сюиты обращались М.Скорик, Ю.Ищенко,
В.Бибик, М.Карминский, В.Зубицкий, В.Сырохватов, М.Шух [1 Проблеме
функционирования жанров партиты и сюиты в творчестве современных украинских
композиторов посвящена монография М.Калашник [71].], современное прочтение
concerto grosso можно найти в творчестве В.Губаренко, Г.Таранова, Ю.Ищенко,
В.Каминского и т.д.
Интерес к барочным жанровым моделям, различным вариантам их «прочтения»
возникал в украинской музыке и в предыдущие периоды. В качестве примеров можно
назвать «Украинскую сюиту в форме старинных танцев на основе народных песен»
Н.Лысенко, фортепианные сюиты Р.Симовича, фортепианную сюиту Н.Колессы,
«Одиннадцать этюдов в форме старинных танцев» В.Косенко, «Сюиту в форме
старинных танцев» Ф.Надененко и др.
В данном разделе диссертации будут рассмотрены способы работы со старинными
жанровыми моделями, выведенные нами в первом разделе, на примере творчества
современных украинских композиторов. В качестве жанровых моделей мы рассмотрим
такие инструментальные жанры западноевропейского барокко как concerto grosso,
партита, старинная танцевальная сюита, цикл «прелюдия – фуга» [2 Прелюдия и
фуга рассматривается в диссертации только как единый «маленький» цикл и лишь в
аспекте синтеза с иными жанрообразованиями.]. Их выбор обусловлен тем, что, с
одной стороны, данные жанры являются репрезентантами XVII столетия в истории
музыкальной культуры, а с другой – стали наиболее «популярными» в творчестве
украинских мастеров указанного периода.
Перед тем как перейти к конкретному анализу вариантов претворения барочных
жанровых моделей современными авторами, представляется необходимым выделить
основные признаки старинных жанров, которые будут фигурировать далее. В данном
случае, как было сказано ранее, нас интересует не вариантность трактовки жанра,
свойственная барокко, а наиболее характерные, устоявшееся его черты, то есть
жанровая модель. Алгоритм анализа строится на выявлении количества основных
признаков, используемых композитором в каждом отдельном случае, благодаря чему
представляется возможным установление степени связи нового произведения с
моделью и, следовательно, определение его места в выведенной нами типологии
способов работы композиторов ХХ века со старинными жанрами.
Итак, мы выделили следующие параметры, которые являются репрезентантами
жанровой модели в произведениях ХХ века:
жанровое обозначение;
композиционная схема;
состав исполнителей;
средства жанровой выразительности.
Однако, необходимо отметить, что специфика построения цикла, то есть
композиционная схема, для всех анализируемых нами барочных инструментальных
жанров – общая. Она основывается на сопоставлении частей по принципу
множественного контраста (соответствующему теории аффектов). Остальные
параметры более индивидуализированы в связи с имманентными свойствами отдельных
жанров, но при этом из суммы признаков выделяется один доминирующий элемент
системы, создающий неповторимый образ каждой модели. Так, для concerto grosso
это будет состав исполнителей, для цикла «прелюдия – фуга» – композиционная
схема, подчеркивающая контраст гомофонного и полифонического складов, для
партиты и старинной танцевальной сюиты – средства жанровой выразительности, то
есть опора на закрепившиеся первичные танцевальные жанры.
Concerto grosso. Наиболее характерными чертами данного жанра (основными
признаками), по мнению исследователей (Т.Ливановой [87], И.Ямпольского [196],
Н.Зейфас [58] и др.), являются следующие:
структура – многочастное произведение, части которого соотносятся по принципу
контраста (образного, тематического, темпового, ладового и т.п.), в котором
обычно медленные гомофонные части чередуются с быстрыми полифоническими;
специфика формообразования – контрастное сопоставление материала в группах
concertino и ripieno;
состав исполнителей – обязательное выделение групп concertino и ripieno; в
состав группы concertino обычно входит либо струнно-смычковый ансамбль, либо
ансамбль духовых инструментов (чаще всего деревянных духовых).
Еще раз подчеркнем, что наиболее показательным признаком concerto grosso,
отличающим его от всех иных жанров, в основе которых лежит принцип
концертирования, является состав исполнителей, делящийся на две сопоставляемые
группы. Выделенные параметры мы и будем рассматривать далее в качестве основных
признаков жанра concerto grosso при анализе его вариантов, созданных в ХХ
веке.
Цикл «прелюдия - фуга». Как известно, его части (или части его вариантов –
«фантазия - фуга», «токката - фуга») объединяются между собой по принципу
контрастной взаимодополняемости. Прелюдия выполняет вступительную функцию,
настраивая на последующую фугу. Обе части цикла сочетаются по принципу
оттеняющего контраста: импровизационность, «непредсказуемость» прелюдии
противостоит строгости формы фуги, склад близкий к гомофонному – строгой
полифоничности. Состав исполнителей жестко не закреплен, но чаще всего
«прелюдия – фуга» писались для сольных инструментов (в основном клавира или
органа). Именно эти особенности строения данного цикла и воссоздают в своих
сочинениях ком
- Київ+380960830922