РАЗДЕЛ 2 ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
2.1. Программные аспекты эмпирического исследования
В настоящее время проблемы PR-деятельности муниципальных органов местного самоуправления в Украине, как правило, исследуются только на уровне нормативном и описательном, т.е. специалисты ограничиваются лишь обоснованием структуры PR-служб, направлений их деятельности, функций, которые они должны реализовать, а также описанием реально существующих служб и методов их деятельности. Ввиду того, что работа с общественностью в Украине находится еще в зачаточном состоянии (как на уровне муниципальных органов, так и на уровне государственных органов и коммерческих фирм) структуры и кадры соответствующих структур еще не сформированы, направления их деятельности еще не устоялись, а вопрос об эффективности их деятельности остается пока не изученным.
Как уже отмечалось, PR - это институт, который во многом связан с воздействием на общественное мнение в благоприятном для организации (в данном случае - для мэрии) направлении. Следовательно, чтобы успешно решать такую задачу организация должна:
- регулярно изучать и определять состояние общественного мнения;
- анализировать причины сложившегося общественного мнения, его структуру и особенности среди приоритетных групп населения;
- выявлять каналы и определять средства формирования данного общественного мнения.
И уже на основании такой информации организация должна разрабатывать PR-программу (кампанию, систему мер) по:
- укреплению благоприятных аспектов общественного мнения;
- кристаллизации не определившегося общественного мнения, нейтрализации и модификации негативного мнения относительно себя.
В этой связи и проводятся социологические исследования, позволяющие изучать различные аспекты общественного мнения, настроения, ориентации и установки целевых групп общественности.
Поскольку в настоящее время муниципальные органы власти в Украине пока еще находятся в процессе своей трансформации из органов командно-административной вертикали государственной власти, чья деятельность и существование зависит от указаний вышестоящих органов, в органы представительства интересов территориальных общин населения, их потребность в эффективной организации и проведении PR-деятельности только формируется.
Но, даже несмотря на это, в современных условиях руководители местных органов самоуправления, с одной стороны, являются проводниками политики и исполнителями решений центральных органов государственной власти, а, с другой - должны разрешать текущие и перспективные задачи жизнедеятельности территориальной общины, решать проблемы граждан, которые их избрали [115; 47].
Именно, эти исторические и политико-юридические обстоятельства приводят к тому, что эффективность реализации PR-функций не воспринимается муниципальными органами власти как ключевая проблема в их деятельности и актуализируется для них, как правило, только в период избирательных кампаний.
Однако для повышения эффективности работы мэрии, как органа местного самоуправления городской общины, объективно необходимо обеспечить в ее PR-деятельности формирование информационных потоков в двух направлениях: от мэрии к горожанам, и от горожан (избирателей) к мэрии, т.е. и "сверху вниз" и "снизу вверх". И только на основе этой модели симметричных информационных потоков можно добиться согласованности интересов муниципальных структур, с одной стороны, и различных групп населения территориальной общины, с другой.
Фактически же на современном этапе становления муниципальной власти PR-деятельность ее структур реализуется пока по другой модели, а именно как система информационных потоков преимущественно в одном направлении - "сверху вниз", да и то без учета достигнутого уровня демократизации органов местного самоуправления. В результате этого процесс согласования интересов муниципальных структур и граждан либо присутствует в минимальной степени, либо вовсе отсутствует. Тем самым, не исполняется важнейшая функция института PR - формирование и поддержание обратной связи территориальной городской общины и органов ее самоуправления.
Указанные выше обстоятельства и обусловили проблему проведенного нами теоретико-эмпирического исследования, направленного на изучение эффективности реализации существующей модели информирования и обратной связи в деятельности PR-структур органов местного самоуправления.
Цель данного эмпирического исследования состояла в разработке и эмпирической верификации показателей и инструментария для изучения уровня эффективности практикующих моделей PR-деятельности муниципальных органов в крупнейших городах Украины (на примере г. Одессы и Донецка), выявлении степени результативности конкретных методов и моделей связей с общественностью в мэриях этих городов.
Для достижения данной цели нами была предпринята попытка решить следующие теоретические и прикладные задачи:
1) разработать систему показателей оценки и анализа эффективности PR-деятельности муниципальных органов самоуправления;
2) обосновать индикаторы и методику фиксации этих показателей в эмпирическом социологическом исследовании;
3) изучить отношение населения г.г. Одессы и Донецка к мэрам этих городов и их городским советам, выявить эффективность их деятельности, а также существующие в этом плане проблемы;
4) выявить специфику мнений отдельных целевых групп населения о деятельности муниципальных властей и разработать предложения по ее совершенствованию;
5) изучить в целом эффективность PR-деятельности муниципальных структур этих городов в современных условиях, а также эффективность отдельных форм и методов этой деятельности.
Концептуальная схема объекта и предмета эмпирического исследования.
Предварительный теоретический анализ х