Ви є тут

Сучасні технології в судовій акустиці (проблеми автоматизації експертних досліджень).

Автор: 
Бєгов Давлат Джурабекович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U001982
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. ЗВУК - ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ,
ИМЕЮЩЕЙ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

2.1. Звук и звуковые следы: физический, психофизиологический и криминалистический аспекты.

Колебательное движение материальных тел иногда можно наблюдать визуально, например, как волнуется море либо распространяются волны вокруг брошенного камня в стоячую воду пруда. Однако в большинстве случаев волновое колебание физических тел невидимо и для его обнаружения и фиксации используют технические и биологические средства - приемники.
Технические приемники представляют собой приборы, действие которых основано на механической, электромагнитной либо оптической фиксации энергии колебательного движения. Признаки зафиксированного на материальном носителе звука можно представить в виде спектров, графиков, сонограмм и т.п.
Биологическими приемниками являются органы чувств живых организмов. Наиболее совершенными являются органы слуха человека, некоторых животных и насекомых. Кроме того, колебательное движение можно воспринимать тактильно, путем непосредственного контакта приемника с телом - источником звука. Если коснуться пальцем включенного электрического звонка, либо закрытой двери, в которую стучат, то можно почувствовать, ощутить, как дрожит звонок и вибрирует филенка двери.
Тактильное восприятие звуковых колебаний иногда используются глухонемыми. Так, на дискотеке танцующие ощущают такт музыки, главным образом по ритму ударных инструментов, особенно барабана. В медицине и практике глухонемые нередко применяют "слуховые палочки". Известно, что Л. Бетховен в последние годы жизни был глухим и для прослушивания звучания рояля, использовал "слуховую палочку", один конец которой прикладывал к деке рояля, а второй прижимал к кости черепа за ухом. Таким образом, с помощью "слуховой палочки" колебательное движение деки звучащего рояля передавалось по костям черепной коробки в мозг композитора.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что колебательное движение источника звука слуховой анализатор воспринимает непосредственно, касаясь звучащего тела, либо опосредованно, когда между ними находится какое-то третье физическое тело, служащее каналом передачи звуковых колебаний. Такими каналами являются физические тела: твердые, жидкие и газообразные естественного либо искусственного происхождения, главным образом - атмосфера.
Механизм передачи звуковой волны по каналу относительно прост. Механическое колебательное движение источника вызывает колебание среды канала. Звуковая волна движется по каналу и, достигнув слухового анализатора, вызывает резонансное механическое колебание барабанной перепонки уха, которое в преобразованном виде передается в кору головного мозга, где формируется в субъективный образ конкретного звука, т.е. человек ощущает звуковую волну.
Звуковое колебание физического тела, речь человека, природные и производственные звуки - являются раздражителями слухового анализатора человека и воспринимаются как два основных вида звуков: тоны и шумы.
Тон воспринимается человеком на слух и представляет главную характеристику звукового колебания. Он является субъективной мерой для определения высоты голоса. Тон по физической природе представляет простое гармоническое колебание. В физической акустике тон служит основным параметром колебательного движения, поэтому его называют основной тон, и характеризуют количественно частотой колебания. Тоновые звуки в природе встречаются редко, колебание с заданным тоном создаются приборами в лабораторных условиях, на слух тоновые звуки определяет специалист.
Шум рассматривается в двух аспектах: психофизиологическом и физическом. В первом случае шум - это комплекс звуков, неблагоприятно влияющих на здоровье человека. Звуковые колебания от 120 до 130 дБ вызывают болевые ощущения, а свыше 150 дБ становятся невыносимым.
Шум с физической стороны - это неупорядоченные (многочастотные) колебания различной природы. Различают шумы акустические и радиоэлектронные. Акустические шумы бывают механические (возникающие вследствие вибрации твердых тел), гидродинамические (возникающие при движении и истечении жидкостей), термические (образующиеся при горении, взрывах, электрических разрядах).
В настоящее время существует две теории, объясняющие механизм ощущения определенного звука: резонансная и гидродинамическая теория "бегущей волны". Автором резонансной теории был Гельмгольц Г.Л., который полагал, что механическое колебание барабанной перепонки передается в кортиев орган, в котором волоски - нервные окончания, имеющие неодинаковую длину, резонируют соответственно частоте звуковых колебаний, действующих на барабанную перепонку. Электрические импульсы с нервных окончаний, достигая мозгового центра слуха, воспринимаются как субъективное ощущение звука.
Автором гидродинамической теории "бегущей волны" является Д, Бекеши, объясняющий формирование субъективного ощущения звука возникновением биотоков на нервных окончаниях волосков кортиева органа уха.
Криминалистика интерпретирует звуковой сигнал (устную речь и голос человека) как следообразующий объект, взаимодействующий с окружающей средой, в том числе на месте совершения преступления. Материальные тела, находясь в системе обстановки совершения преступления, взаимодействуют и отображают друг друга в виде материальных и идеальных отображений - следов. Звук не представляет исключения. Являясь по своей сущности колеблющимся физическим телом (предмет, вещь), звук взаимодействует с предметами окружающей среды обстановки места происшествия, а, следовательно, оставляет на них следы, называемые следами звука1. Это - своеобразные материальные образования, практическая сущность которых все еще остается далеко не ясной в следственной и судебной практике, что требует особой интерпретации следов звука в криминалистическом аспекте.
Следы звука в отличие от традиционных следов в криминалистике в большинстве своем слышимы, но не видимы. Они не обладают ост