<p>РАЗДЕЛ 2. ПОСТАНОВКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАДАЧИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАГРУЗКИ ПОРТОВ <br />2.1. Обоснование механизма взаимодействия портов и координации грузоперевалки в<br />транспортных системах <br />Оптимизация загрузки портов или лишь загрузка их без строгого определения как<br />оптимальная не может быть достигнута в результате действий некоторого органа<br />управления, осуществляющего относительно портов и их клиентуры своих функций<br />управления (планирования, учета, контроля, анализа, регулирования). Причина<br />известна - порты и клиенты портов являются самостоятельно хозяйствующими<br />субъектами. В том числе и когда у части из них собственник один - государство.<br />В этом случае деятельность по хозяйственному управлению портами как<br />предприятиями неконституционна. Действуют координация и взаимодействие. <br />Слова "координация" и "взаимодействие" в нашем исследовании нуждаются в<br />дополнительной дефиниции по двум причинам. <br />Первая - размытость, нечеткость понятий - они используются в литературе часто<br />как синонимы. <br />Вторая - их суть, отражаемые ими процессы и явления при изменении характера<br />экономики также должны измениться. <br />В плановой экономике слова “координация” и “взаимодействие” и их связь<br />толковались следующим образом [43]. <br />Координация в управлении народным хозяйством рассматривалась как явление,<br />которое способствует увязке планов работы местных органов управления с<br />отраслевыми и общегосударственными планами, создает необходимые предпосылки для<br />сотрудничества различных органов управления при решении единых<br />народнохозяйственных, отраслевых и межотраслевых задач. <br />При этом отношения сотрудничества органов управления проявляются в форме их<br />взаимодействия, т.е. такой их деятельности, которая направлена на достижение<br />единых целей, заключающихся в обеспечении перевозок народнохозяйственных<br />грузов, при наиболее полном использовании возможностей всех видов транспорта. <br />Взаимодействие является одной из целей координации, а координация выступает в<br />качестве важного рычага взаимодействия. <br />Из изложенного вытекает схема, согласно которой некий орган управления<br />координирует деятельность других органов управления (не участников<br />товародвижения), в результате этой координации они взаимодействуют. Т.е.<br />координация первична, взаимодействие вторично, а участники товародвижения в<br />этом процессе не заметны. Такого же мнения и некоторые современные авторы,<br />например, работа [[lxvii]]. <br />В настоящий период переходной экономики в Украине с позиций государственного<br />управления хозяйством имеет место аналогичный подход. <br />Эта схема находит отражение в названии отдела Минтранса - "Государственного<br />регулирования и координации взаимодействия видов транспорта" департамента<br />"Развития и координации транспортных систем". <br />То же имеет место и за пределами транспортного ведомства. Так, в законе Украины<br />"О транзите" [7 Закон Украины "О транзите"//Ведомости Верховной Рады Украины,<br />1999, № 51. ] указывается: "Координацию деятельности участников транзита<br />осуществляет Минтранс. Основными задачами координации являются: обеспечение<br />взаимодействия участников транзита с целью бесперебойности транзита грузов и<br />устранения простоев и задержек транспортных средств транзита". <br />Системой государственного регулирования транспортной деятельности вообще<br />является создание нормативно - правовой основы по вопросам безопасности<br />движения, охраны труда и экологии, экономики и правил перевозок грузов и<br />пассажиров. <br />Государственное управление в области транспорта осуществляется путем проведения<br />и реализации экономической (налоговой, кредитно - финансовой, тарифной,<br />инвестиционной) и социальной политики [13]. <br />Исключение из приведенного правила - естественные монополии. Предметом<br />регулирования деятельности субъектов ЕМ являются [28]: цены на товары, которые<br />производятся или реализуются субъектами ЕМ; доступ потребителей к этим товарам;<br />другие условия осуществления предпринимательской деятельности. Среди принципов<br />регулирования в законе весьма важен принцип самоокупаемости субъектов ЕМ. <br />В более подробном изложении это выглядит так:<br />1. Предприятия транспорта осуществляют перевозки и оказание других услуг на<br />основе государственных контрактов, государственных заказов и договоров с<br />потребителями их услуг с учетом экономической эффективности, своих провозных и<br />перерабатывающих способностей. <br />2. Экономические отношения предприятий транспорта, возникающие в процессе<br />перевозки, основываются на принципах взаимной выгоды, одинаковой и полной<br />ответственности. Это положения закона “О транспорте”. <br />Взаимоотношения предприятий разных видов транспорта во время перевозки грузов и<br />пассажиров определяются кодексами (уставами) отдельных видов транспорта, а<br />также заключенными на их основе договорами. <br />3. Из систематических действий по координации работы разных видов транспорта<br />следует отметить месячное планирование перевозок экспортных, импортных и<br />транзитных грузов. <br />Процедура месячного планирования перевозок экспортно-импортных и транзитных<br />грузов железнодорожным, морским и речным транспортом предусмотрена одноименным<br />временным положением, принятым Кабмином, [8 Постановление КМУ от 17.05.93 г. №<br />357] определяет центральное место портов в этом процессе и следующие основные<br />моменты: <br />- перевозка может быть осуществлена лишь в случае наличия у клиента договора с<br />портами на перегрузку. Это условие полезно с трех позиций: во-первых,<br />императивом являются уже имеющиеся договоры на грузоперевалку, во-вторых, если<br />не будет перегрузки, то незачем и перевозить. В-третьих, учитывается тот факт,<br />что, если порты способны перегрузить определенное количество груза, то и<br />транспортные предприятия также способны этот о</p>
- Київ+380960830922