РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ НА КРУПНОМ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Управление ценами на основе метода «издержки плюс»
Под методами формирования цены понимается набор определенных правил и
принципов, позволяющих с учетом разрабатываемой стратегии выполнить расчет цены
[110,с.47].Существует три основных метода ценообразования: затратные методы,
рыночные методы и параметрические [53]. Одним из наиболее распространенных
методов формирования цены затратным методом является метод «издержки плюс».
Суть этого метода заключается в подходе к формированию цены, основанном на
затратах на производство, управление и сбыт данного продукта с добавлением
фиксированной нормы прибыли. Данный метод является исторически самым старым и
внушает надежность, поскольку предприятие включает в цену все свои фактические
издержки.
Академик Н.Г.Чумаченко в своей монографии «Учет и анализ в промышленном
производстве США» отмечает, что «в послевоенные годы большое внимание уделялось
исследованиям влияния себестоимости на цены» [130,с.6].
Данный подход к ценообразованию еще называют затратным (Cost-based pricing) –
«метод ценообразования, принимающий в качестве отправной точки фактические
затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров» [59,с.22].
Проведенные исследования и анализ существующей практики показали, что к
основным достоинствам этого метода относится:
– гарантированное получение определенного уровня дохода при покрытии и
распределении всех затрат между продуктами;
– знание величины своих издержек приводит к простоте механизма
ценообразования;
– отпадает необходимость изучения спроса на продукт;
– для многих продавцов такой метод является наиболее справедливым, поскольку
уровень издержек у всех практически одинаков.
Поскольку издержки производства или себестоимость продукции являются
основополагающими при формировании цены по этому методу, многие экономисты
внесли существенный вклад в их изучение
[6,с.271-276;10,с.51-69;50,с.60-66;59,с.72-84;63,с.45-63;73,с.39-61;98,с.98-128;105,с.375-413;128,с.107-131;
130,с.65-104,133].
Теория издержек создана К.Марксом в его труде «Капитал» и основывается она на
двух принципиальных категориях- издержки производства и издержки обращения.
«Издержки производства означают, с одной стороны, стоимость израсходованных
элементов производительного капитала. Это то, чего действительно стоит
капиталисту производство товаров. С другой стороны, при помощи этой категории
обозначают ту часть стоимости товара, которая возмещает стоимость
израсходованных элементов производительного капитала» [100,с.487].
Категория издержки обращения раскрыта им в XII главе «Капитала», и связана с
процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются
издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид
издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара,
увеличивает последнюю. Говоря об издержках производства и обращения, К.Маркс
рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным
элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания
цен вокруг стоимости [65,с.317].
В двадцатом веке появилась необходимость определить изменение издержек в
зависимости от количества производимой продукции, поскольку «некоторые
экономисты открыли роковую роль, которую играли распределение постоянных
расходов между изделиями и разрыв между экономической теорией и промышленной
практикой, к которому привело такое распределение» [114,с.73].
Эта зависимость разработана в 30-х годах ХХ столетия немецким ученым
Ойгеном Шмаленбахом, впервые разделившем издержки на постоянные и переменные,
что и предопределило в последствии возникшую в США систему «директ-костинг»
[13,с.279].
Современные концепции издержек, разработанные экономистами Запада, во многом
учитывают оба вышеотмеченных момента. В центре классификации издержек-
взаимосвязь между объемами производства и издержками, ценой на данный вид
товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой
продукции.
Одним из основных производственных факторов, существенно влияющих на уровень
издержек, является величина предприятия, зависящая от типа, количества и
возраста средств производства, а так же возрастного и количественного состава
работающих, что побуждает предпринимателей стремиться к формированию
экономически обоснованной величины предприятия, представляющей из себя
определенный компромисс между минимальной его величиной, обусловленной
требованиями производства и неповоротливостью и инерционностью слишком больших
производственных единиц [120,с.306-307].
В соответствии с «Методическими рекомендациями по формированию себестоимости
продукции» [68,с.4], издержки классифицируются по следующим признакам:
По центрам ответственности (местам возникновения затрат) затраты на
производство группируются по цехам, участкам, технологическим переделам,
службам и другим административно отделенным структурным подразделениям.
В зависимости от характера и предназначения исполняемых процессов, производство
подразделяется на основное и вспомогательное или подсобное.
К основному производству принадлежат производства, цехи, участки, которые
непосредственно принимают участие в изготовлении продукции. Вспомогательное
производство предназначено для обслуживания цеха основного производства:
выполнение работ по ремонту основных средств, обеспечение инструментом,
запасными частями для ремонта оборудования, разными видами энергии (паром,
газом, холодом),
- Київ+380960830922