Ви є тут

Порівняльна ефективність тренування бігунів на довгі та середні дистанції в умовах низькогіря (1000-1300 м над рівнем моря) і рівнинної підготовки

Автор: 
Палатний Ігор Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003217
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В процессе исследования использован комплекс методов и методик, наиболее информативных и адекватных для решения задач исследования.
В настоящей работе был использован комплекс современных методик:
- анализ научно-методической литературы и обобщение передового практического опыта по теме исследования;
- педагогические наблюдения с визуальной оценкой состояния бегунов и техники движений;
- педагогические эксперименты констатирующего и тренировочного характера с применением частных методик: педагогических контрольных испытаний (тестов), хронометрии;
- физиологические эксперименты: пульсометрия, определение состава красной крови, регистрация частоты дыхания и времени задержки дыхания, газоаналитические методики;
- методы математической статистики.

2.1 Анализ научно-методической литературы по теме исследования

Аналитический обзор научно-методической литературы проводился с целью изучения современных представлений о проблеме использования квалифицированными спортсменами горной подготовки, направленной на повышение их функциональных возможностей и спортивных результатов в равнинных условиях. Результаты проведенного анализа указывают на всестороннюю изученность вопросов использования тренировки в условиях среднегорья и, частично, высокогорья (свыше 2500 м над уровнем моря). Однако, в литературе лишь фрагментарно описаны особенности влияния на организм спортсмена условий низкогорья и практически отсутствуют экспериментальные данные об эффективности тренировки бегунов на средние и длинные дистанции в условиях низкогорья на высотах 900 - 1400 м над уровнем моря. В то же время М.М. Булатова и В.Н. Платонов [18] высказывают мнение о том, что широкое применение тренировки в низкогорье может существенно повысить эффективность подготовки высококвалифицированных спортсменов. Сказанное послужило основанием к выбору темы исследования и формированию основных положений, требующих экспериментальной проверки.
2.2. Обобщение передового практического опыта горной подготовки квалифицированных бегунов-стайеров и средневиков

Обобщение практического опыта осуществлялось с целью систематизации сведений, касающихся особенностей направленности, содержания и методики использования бегунами-стайерами подготовки в горных условиях. Для этого анализировались планы и дневники тренировки сильнейших бегунов Украины и бывшего СССР. Кроме того, проводились беседы с ведущими тренерами Украины: Колодеевым Н. (засл. тренер СССР), Леоненко И.Ф. (засл. тренер СССР и Украины), Подоплесовым Л. (засл. тренер СССР), Лапфицким В. (засл. тренер Украины), Сиренко В.А. (засл. тренер Украины), Степанцовым К. (засл. тренер Украины), Фадеевым А.Е. (засл. тренер Украины). Целенаправленные беседы с перечисленными специалистами позволили выявить наличие у них относительно общих подходов к использованию тренировки бегунов-стайеров в условиях среднегорья на высоте 1800 - 2200 м над уровнем моря. Отдельные тренеры эпизодически применяют тренировки и в низкогорье на высоте 800 - 1400 м над уровнем моря. Однако, у тренеров отсутствуют единые взгляды по основным вопросам использования тренировки в низкогорье и, в частности, нет обоснованных и четких представлений о влиянии подготовки в этих условиях на организм спортсмена-бегуна, а также об особенностях тренировки после возвращения на равнину.

2.3. Педагогические наблюдения

В настоящем исследовании использован метод динамических наблюдений, обеспечивающий объективный контроль за ходом спортивной тренировки, наблюдения динамики развития двигательных качеств и их изменения в низкогорье и после спуска с гор.
Педагогические наблюдения также предполагали изучение содержания тренировочной работы (состав средств тренировки, методики их применения), визуальные наблюдения за спортсменами, техникой выполнения используемых упражнений, соревновательной деятельностью. В свою очередь, все изложенное выше позволило нам представить модель организации тренировочного процесса бегунов на средние и длинные дистанции в условиях низкогорья и после спуска с гор в период реакклиматизации.

2.4. Педагогический эксперимент

В процессе проведения эксперимента регистрировался широкий круг показателей, позволяющих судить о реакциях адаптации отдельных физиологических систем спортсменов к условиям низкогорья и динамики двигательных качеств, обусловленных тренировкой в этих условиях, а также о сравнительной эффективности подготовки в низкогорье и в обычных условиях на уровне моря. Критерием эффективности являлись величины прироста функциональных возможностей организма, двигательных качеств и улучшения параметров техники бега у спортсменов, тренировавшихся в низкогорье, в сравнении с приростом, достигнутым бегунами, чья подготовка проходила в равнинных условиях.
Исследование предполагало проведение педагогического тестирования с целью определения уровня развития двигательных качеств. При этом тесты представляли собой физические упражнения, широко используемые одновременно как средства тренировки и контроля, и в нашем случае - исследования, осуществляемого в условиях реального тренировочного процесса, т.е. в полевых условиях.
При выборе тестирования в полевых условиях и, так называемых, педагогических тестов мы основывались на ряде положений, изложенных в фундаментальном труде - "Физиологическое тестирование спортсменов высокого класса" [53]. Общий смысл этих положений сводится к следующему:
Специальная работоспособность, в первую очередь определяющая спортивный результат бегунов, представляет собой совокупность многочисленных факторов, лишь одним из которых является физиологическая функция; поэтому, по мнению авторов, не следует пытаться определить специальную работоспособность на основании использования одного или даже ряда физиологических тестов [53]; физиологическое тестирование должно служить дополнением к уже имеющейся информации о специальной работоспособности и ее комп