Ви є тут

Підготовка майбутніх учителів початкових класів до варіативної організації навчально-пізнавальної діяльності учнів на уроках математики.

Автор: 
Овчинникова Марина Вікторівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003444
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование методики формирования готовности студентов к вариативному применению форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников при изучении математики ..........................................................1082.1. Анализ состояния готовности студентов к вариативному применению форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики ..............................................1092.2. Методика эффективного формирования готовности студентов к вариативному применению форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики ...............1292.3. Результаты формирующего эксперимента ..............................157Выводы по главе 2 ................................................................169Общие выводы .....................................................................172Список использованных источников ...........................................176Приложения ........................................................................... 200
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
Во - взаимоопрос
И - индивидуализированная форма
Иг - индивидуально-групповая форма
Иггд - индивидуально-групповая гомогенная дифференцированная форма
Игго - индивидуально-групповая гомогенная однородная форма
Иф - индивидуально-фронтальная форма
Кг - коллективно-групповая форма
Кггд - коллективно-групповая гомогенная дифференцированная форма
Кгго - коллективно-групповая гомогенная однородная форма
Кггтд - коллективно-групповая гетерогенная дифференцированная форма
Кггто - коллективно-групповая гетерогенная однородная форма
Кф - коллективно-фронтальная форма
П - парная форма
Псс - работа в парах сменного состава
КСО - коллективный способ обучения
НИТ - новые информационные технологии
Уровни готовности студентов к вариативному применению форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках математики:
ОУ - нулевой уровень;
НУ - начальный уровень;
СУ - средний уровень;
ВУ - высокий уровень.
ВВЕДЕНИЕ

Современная система образования Украины вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными чертами которого являются построение образования на прогрессивных концепциях, внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических технологий, научно-методических достижений, отвечающих требованиям гуманизации образования, одним из средств осуществления которой выступает индивидуализация и дифференциация в обучении, которые, в свою очередь, невозможно осуществить без целесообразного вариативного использования форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости, взаимопроникновении этих форм.
Этот факт подтверждается психолого-педагогическими исследованиями, проведенными М. В. Богдановичем, В. А. Выхрущ, В. К. Дьяченко, А. А. Кирсановым, В. В. Котовым, Л. П. Кочиной, Х. Й. Лийметсом, С. А. Логачевской, Ю. И. Малеванным, И. Б. Первиным, А. Я. Савченко, Г. А. Цукерман, И. М. Чередовым, О. Г. Ярошенко и другими исследователями, которые подтвердили значимость и необходимость вариативного применения форм организации учебно-познавательной деятельности для достижения наилучших результатов в обучении, в том числе младших школьников, обеспечения его гуманистической личностной направленности.
Поэтому инновационные перемены в системе образования требуют принципиальных перемен и в профессионально-педагогической подготовке учителей начальных классов. Потребность общества в учителе-профессионале, способном к творческому применению имеющегося у него потенциала, также определяет необходимость увеличения в структуре его подготовки удельного веса методики эффективной организации учебно-познавательной деятельности учащихся, одним из направлений которой является вариативность использования индивидуальных и коллективных форм учебно-познавательной деятельности, в том числе и на уроках математики.
Вопрос профессиональной подготовки учителя - один из основных в педагогике высшей школы. Различные аспекты общепедагогической подготовки педагога, его профессионального становления, вопросы повышения качества подготовки будущих учителей, психологические особенности работы учителя, направления формирования педагогического мастерства рассматривались в работах О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, А.В. Глузмана, Ф. Н. Гоноболина, С.У. Гончаренко, И. А. Зязюна, А. Г. Мороза, В. А. Сластенина, В. А. Семиченко, Э. Э. Карповой, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, И. П. Подласого, Г. С. Сухобской, Н. Ф. Талызиной, З. П. Шабалиной, А. И. Щербакова и других исследователей.
Содержание и методы дидактической и методической подготовки будущих педагогов раскрываются в работах А. Н. Алексюка, В. И. Бондаря, П. М. Гусака, В. Р. Ильченко, Т. А. Ильиной, Б. И. Коротяева, М. Н. Левиной, И. Я. Лернера, И. Г. Огородникова, В. А. Онищука, В. Ф. Паламарчук, А. Я. Савченко, М. Н. Скаткина, Л. Г. Талановой и других дидактов.
Специальная подготовка будущих учителей по методике математики рассматривалась Г. П. Бевзом, М. В. Богдановичем, М. И. Бурдой, В. В. Дроздом, М. И. Жалдаком, Н. Я. Игнатенко, Н. Б. Истоминой, Ю. М. Калягиным, Н. В. Метельским, А. М. Пышкало, З. И. Слепкань, А. А. Столяром, Л. П. Стойловой, И. Ф. Тесленко, Л. М. Фридманом, Н. И. Шкилем, П. М. Эрдниевым, Б. П. Эрдниевым, и другими учеными-методистами.
Подготовку студентов к применению организационных форм учебно-познавательной деятельности изучали Н. Н. Хан (общедидактический аспект), И. Н. Шапошникова (как элемент общих проективных умений), Д. И. Бородий (психологические основы подготовки к организации совместно-распределенной учебной деятельности). Е. В. Беспалько исследовала подготовку к проектированию организационных форм воспитательной деятельности. Однако в общем обзоре научных источников не выявлено специ