Ви є тут

Теоретичні і методичні засади дистанційного навчання у вищій школі

Автор: 
Стефаненко Павло Вікторович
Тип роботи: 
Дис. докт. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0503U000022
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ДИСТАНЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Рассмотрев в разделе 1 генезис дидактической системы и определив основные
закономерности ее развития, а также оптимальные характеристики на настоящем
этапе развития общества, перейдем к рассмотрению дистанционной системы
обучения. В процессе исследования дистанционной системы обучения мы будем
использовать рассмотренный в разделе 1 системный подход к анализу дидактической
системы, построенную на базе данного подхода модель дидактической системы, а
также фундаментальные закономерности развития дидактической системы, выявленные
в разделе 1.
2.1. Дидактические особенности дистанционного обучения в высшей школе
Термин «дистанционное образование» появился в публикациях первого выпуска
Журнала Британского открытого университета, в названии австралийского журнала
Distance Education, канадского журнала Journal of Distance Education и
американского журнала American Journal of Distance Education. Формальное
признание термина дистанционное образование состоялось в 1982 году, когда
Международный Совет по корреспондентскому образованию сменил свое название на
Международный Совет по дистанционному образованию [132; С. 30].
Понятия дистанционного образования и дистанционного обучения соотносятся так
же, как и педагогические категории «образования» и «обучения», что было
детально рассмотрено нами ранее (см. рис. 1.1).
В Украине понятие дистанционного обучения (ДО) относится к тем дидактическим
понятиям, место которых среди дидактических категорий не является строго
определенным. Этому способствовало отсутствие до недавнего времени единой
концепции ДО. В настоящее время существуют различные взгляды на ДО – от его
абсолютизации как новой универсальной формы образования, способной прийти на
смену традиционной, до сведения к набору средств и методов передачи учебной
информации.
Так, например, одни исследователи утверждают, что термин «дистанционное
обучение» означает такую организацию учебного процесса, при которой
преподаватель разрабатывает учебную программу, главным образом базирующуюся на
самостоятельном обучении студента. Такая среда обучения характеризуется тем,
что учащийся, в основном, а зачастую и совсем отделен от преподавателя в
пространстве или во времени, в то же время студенты и преподаватели имеют
возможность осуществить диалог между собой и с помощью средств телекоммуникации
[112; С.25]. Данное определение подчеркивает аспект самостоятельности студента
в процессе дистанционного обучения, а также его физическую и временную
удаленность от преподавателя.
Российские исследователи считают ДО новой педагогической технологией,
отличающейся от традиционной, очной технологии отсутствием непосредственного
контакта преподавателя и студента [78]. Они же говорят о том, что не следует
ставить знак равенства между ДО и заочным обучением, поскольку ДО предполагает
не только расширение спектра носителей информации и средств доступа к ним, но и
наличие постоянного общения между преподавателем и студентом по
телекоммуникационным каналам. Поэтому ДО они рассматривают как включение в
учебный процесс информационно-образовательной системы удаленного доступа,
основанной на современных информационных технологиях.
Российская энциклопедия профессионального образования [319; С. 273] определяет
дистанционное образование как целенаправленное и методически организованное
руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в
отдалении от образовательного учреждения и потому не вступающих в постоянный
контакт с его педагогическим персоналом.
Анализируя дистанционное обучение А.В.Хуторской [307] отмечает его
отличительные особенности, относя к ним:
а) физическое разделение преподавателя и некоторых или всех учащихся по крайней
мере на большую часть учебного процесса;
б) использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов
как удаленных, так и находящихся в непосредственном окружении учащихся;
в) обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащимися, а также между
самими учениками;
г) продуктивный характер образовательного процесса, то есть получение в
качестве результата образовательной продукции, отличающейся от той, которая
используется в качестве электронной образовательной среды
[307; С.444-445].
Автор правомерно утверждает, что дистанционное обучение нельзя сводить только
лишь к усовершенствованию заочного обучения, когда обычная почта заменяется на
электронную, либо к простому переносу информационных технологий в сферу
образования.
Под дистанционным обучением ученый понимает «обучение с помощью средств
телекоммуникаций, при котором удаленные друг от друга субъекты обучения
(ученики, преподаватели, тьюторы, модераторы и др.) осуществляют
образовательный процесс, сопровождающийся созданием образовательной продукции и
их внутренними изменениями (приращениями). Современное дистанционное обучение
осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.»[307;
С.445].
Исследуя особенности дистанционного обучения А.В.Хуторской классифицирует его
по пяти типам [307; С.452-454].
1-й тип: «Школа-Интернет». ДО решает задачи очного обучения. Ученики обучаются
очно в традиционной школе и вместе со своим очным учителем взаимодействуют с
удаленной от них информацией, различными образовательными объектами, иногда с
учениками из других школ и специалистами в изучаемых областях.
Основной учебный процесс происходит в очной школе. Используется доступ в
Интернет, его информационные и телекоммуникационные возможности. Главную роль в
данном типе обучения