Ви є тут

Самостійна робота студентів економічних спеціальностей у процесі вивчення математичних дисциплін у вищих навчальних закладах

Автор: 
Ванжа Наталія Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003636
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
2.1. Диагностика готовности студентов к самостоятельной работе
Готовность студентов к самостоятельной деятельности определяется, по нашему мнению, двумя факторами: уровнем обученности студентов и уровнем их самостоятельности. Уровень обученности отражает содержательный компонент этой готовности: обладают ли студенты достаточным запасом знаний для осуществления самостоятельной работы.
Диагностику уровня обученности целесообразно, на наш взгляд, осуществлять путем входного тестирования.
Оценивать их математическую подготовку исходя из оценок в аттестате или по результатам вступительных экзаменов представляется проблематичным. Оценки аттестата зрелости зачастую не соответствуют знаниям абитуриента вследствие заниженных требований учителей в некоторых (чаще сельских) школах. Сложно ориентироваться и на оценки на вступительных экзаменах, поскольку на них оказывают влияние ряд случайных факторов: стрессовое состояние абитуриента, активное "натаскивание" репетитора в течение двух-трех недель, везение. Сравнительный анализ оценок по математике в аттестате зрелости с оценками, полученными на вступительном экзамене, а также результатом входного тестирования в ПУПКУ подтверждает эти выводы (табл. 2.1).
Проводить входное тестирование лучше на первом практическом занятии после соответствующего предупреждения студентов. Целесообразно включать в тестовое задание вопросы разного уровня сложности, а также задания, для решения которых необходимо проявить сообразительность, нестандартное мышление. Соотношение вопросов может быть, например, таким, как предложено в табл. 2.2.

Таблица 2.1
Сравнительные данные оценок по математике
ГодГруппыСредний балл по математикеАттестат зрелостиВступительный экзаменВходное тестирование1998ОА-1
ФК-14,4
4,44,4
4,43,3
3,01999МЭК-1
ФК-14,6
4,54,5
4,73,6
3,42000МК-1
ФК-14,2
4,64,3
4,53,0
3,3
Таблица 2.2
Соотношение вопросов в задании
Уровень сложности вопросовХарактеристика знаний, навыков, умений, необходимых для их решенияУдельный весIПростейшие вычислительные навыки, знание основных формул, умение использовать их в простейших задачах30%IIУмения решать задачи базового школьного уровня60%IIIТворческие умения10%
Приведем образец тестового задания.
Входное тестирование по математике для студентов экономических специальностей набора 2000 года.
Вариант 1.
1. Вычислить .
2. Решить систему уравнений:
3. Стороны треугольника равны 3, 7 и 8см. Найдите его площадь.
4. Построить график функции .
5. Составить уравнение касательной к графику функции , проходящей через точку графика с абсциссой х0 = -1.
6. 3% числа а составляют 12, а 2% числа b составляют 6. Какое из чисел больше и на сколько процентов?
7. Найти сумму десяти первых членов арифметической прогрессии, если ее первый член равен 3,3, а разность прогрессии 2,5.
8. Решить неравенство: .
9. Решить уравнение: sin x = cos x.
10. Доказать, что если a + b + c = 0, то а3 + b3 + c3 = 3abc.
Диагностика уровня обученности студентов при помощи входного тестирования позволяет решить следующие задачи:
1. Определить уровень исходных знаний студентов для реализации дифференциации обучения математике в вузе.
2. Выявить студентов, способных нестандартно мыслить при решении математических задач, т.е. с высоким уровнем математических способностей.
3. Выявить студентов, имеющих серьезные пробелы в знаниях.
Для определения уровня обученности студентов мы в своем исследовании использовали следующие критерии (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Классификация уровней обученности
УровниКритерии оценки уровня обученностиВысокийБезошибочное решение всех заданий I и II уровней сложности; решение (попытка решения) творческого заданияСреднийЗнание формул, умение решать задания базового уровня, но возможны недочеты или ошибки в их решенииНизкий Слабое знание формул, допускаются ошибки в вычислениях, задачи II уровня сложности решаются с грубыми ошибками или не решаются вовсе
По результатам входного тестирования были выделены три типологические группы студентов с соответственно низким, средним или высоким уровнем обученности.
Проведенные нами эксперименты показали, что наполняемость этих групп заметно различается даже в пределах одного факультета. Количественный состав типологических групп, выделенных нами по результатам входного тестирования в 1999 году на базе двух учебных групп специальности "Финансы и кредит" (ФК-11, ФК-12) отражен на диаграммах (рис. 2.1).

а) ФК-11 (27ч.) б) ФК-12 (26ч.)

Рис.2.1. Количественный состав типологических групп студентов, отличающихся уровнем обученности
Самой многочисленной группой, как показали результаты входного тестирования во всех сериях экспериментов, является группа студентов со средним уровнем обученности.
Среди студентов с низким уровнем обученности в некоторых группах встречаются студенты, которые не справляются с заданиями I уровня сложности. Для таких студентов, по нашему мнению, необходимо составлять программы реабилитации, организовывать дополнительные занятия. Опыт нашей работы показывает, что даже очень слабые студенты пытаются первое время добросовестно выполнять требования преподавателя, однако недостаточный уровень их математической подготовки не позволяет им справиться с заданиями. Помощь педагога, оказанная своевременно, дает им возможность адаптироваться к условиям обучения в высшем учебном заведении и удержаться в его стенах.
Входное тестирование также позволило с первых дней обучения в вузе выделить из группы тех студентов, которые заметно отличаются от остальных глубокими знаниями, развитым творческим мышлением, серьезным отношением к учебе. Этим студентам, по нашему мнению, следует уделять особое внимание. Для них необходимо специально подбирать задания, позволяющие задействовать их интелл