Ви є тут

Науково-фантастичний дискурс А. Азімова: структурна організація та ідейно-смисловий зміст.

Автор: 
Виродова Тетяна Петрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003714
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. РОМАННОЕ ТВОРЧЕСТВО А. АЗИМОВА 50-Х ГОДОВ.
2.1. Проблемно-тематический аспект романов и повестей.
Азимов прославился не только как автор научно-фантастических рассказов, но и как автор больших повествовательных форм. Его перу принадлежит почти два десятка романов и восемь повестей. К жанру романа в порядке их появления относят следующие произведения: "Камешек в небе" ("Pebble in the Sky",1950), "Звезды как пыль" ("The Stars, Like Dust",1951), "Основание" ("Академия", "Foundation" 1951)1, "Основание и Империя" ("Академия и Империя" "Foundation and Empiere",1952), "Космические течения" ("The Currents of Spaсe",1952), "Второе Основание" ("Вторая Академия", "Second Foundation",1953), "Фантастическое путешествие" ("Fantastic Voyage",1966), "Немезида" ("Nemesise",1989), "Стальные пещеры" ("The Caves of Steel",1954), "Конец Вечности" ("The End of Eternity",1955), "Обнаженное солнце" ("The Naked Sun",1957), "Сами боги" ("The Gods Themselves",1972), "Убийство в "Эй-Би-Эй" (1976), "Кризис Основания" ("Академия на краю гибели", "Foundation's Edge", 1982), "Роботы Зари" ("The Robots of Dawn",1983), "Роботы и Империя" ("Robots and Empiere",1985), "Основание и Земля" ("Академия и Земля", "Foundation and Earth",1986), "Прелюдия к Основанию" ("Прелюдия к Академии", "Prelude to Foundation",1988), "Вперед к Академии" ("Forward the Foundation",1993, - посмертно).
Повестями его традиционно считают серию произведений о Космическом Рейнджере - бесстрашном агенте Совета Науки Галактики Дэвиде Старре, прозванном Счастливчиком: "Дэвид Старр - космический Рейнджер" ("David Starr, Space Ranger",1952), "Лаки Старр и пираты астероидов" (1953), "Лаки Старр и большое Солнце Меркурия" ("Lucky Starr and the Big Sun of Mercury",1956), "Лаки Старр и луны Юпитера" ("Lucky Starr and the Moons of Jupiter",1957), "Лаки Старр и кольца Сатурна" ("Lucky Starr and the Rings of Saturn",1958), а также фантастический боевик "Черные монахи пламени" и посмертно опубликованное произведение "Золото"("Gold"), удостоенное премии "Хьюго-92".
Характерной чертой азимовского дискурса как на уровне рассказов, так и на уровне больших повествовательных форм является отчетливо выраженное стремление к сериальности (цикличности) художественного мышления. Все его рассказы, как было показано выше, объединены в серии или циклы, посвященные различным проблемам, так или иначе связанным с роботами, роботехникой, взаимоотношениями между роботами и людьми.
То же можно сказать и о его романах и повестях. Особенно это заметно по отношению к последним. Из восьми произведений этого жанра шесть посвящены похождениям космического супергероя Дэвида Старра, вместе со своим марсианским другом Джоном Верзилой Джонсом выполняющим самые трудные поручения Совета Науки Галактики по сохранению Земной, или Солнечной Федерации. Все эти повести написаны в 50-е годы.
В эти же годы создается и самая популярная романная трилогия А. Азимова о космическом будущем человечества - "Основание" ("Академия"), "Основание и Империя" ("Академия и Империя"), "Второе Основание" ("Вторая Академия") - удостоенная самой престижной премии в научно-фантастической литературе - "Хьюго" (1966) и признанная лучшей фантастической серией всех времен. В определенной мере (некоторые сюжетные мотивы) с ней связаны романы "Камешек в небе", "Звезды как пыль", "Космические течения". Эта грандиозная серия посвящена проблеме возможных вариантов будущего человечества в безграничных просторах Вселенной через десятки тысяч лет.
Третья серия этого десятилетия - дилогия "Стальные пещеры" и "Обнаженное солнце", которую писатель определил как "удачный сплав детектива и научной фантастики" [8,с.19]. Эту ее особенность отметил и американский исследователь детективной литературы А.Э. Мерг, который в своей книге "Развитие детективного романа" ("The development of the detective novel", 1958) писал, что лишь два автора добились заметного успеха в соединении научной фантастики с детективом: Фредерик Браун и Айзек Азимов. Их работы, привлекшие внимание читателей на обеих берегах Атлантики, по его мнению, вполне могут породить настоящую моду на подобное смешение жанров.
Новаторство А. Азимова заключалось не только в смешении детектива и научной фантастики, но и в том, что в качестве одного из двух детективов, расследующих убийства на Земле и в космосе, он ввел антропоморфного робота Дэниела Оливо, который впоследствии станет ключевой фигурой оригинального решения дальнейшего синтеза писателем двух своих основных романных циклов - цикла об Основании (Академии) и цикла о роботах Дэниеле Оливо и Жискаре Ревентлове. Так в 80-е годы трилогия об Основании (Академии) пополнится четырьмя новыми романами: "Кризис Академии" (1982) "Академия и Земля" (1986), "Прелюдия к Академии" (1988) и "Вперед к Академии" (1993) и станет септологией, а дилогия о роботах с дополнившими ее романами "Роботы Зари" (1983) и "Роботы и Империя" (1985) превратится в тетралогию.
Сериальный или цикловой характер своего творчества признавал и сам А. Азимов и не раз об этом писал. Так, например, в предисловии "Маленькая история "Академии" к первому изданию романа "Земля и "Академия" (1986), рассказывая о том, что идея "Академии" зародилась еще в начале сороковых годов и тогда же появились журнальные варианты ее первых трех частей, которые в расширенном книжном варианте в следующем десятилетии стали известны в качестве трилогии, он говорит, что в 1966 году на Международном конгрессе научной фантастики в Кливленде эти три романа - "Академия", "Академия и Империя" и "Вторая Академия" - были признаны "Лучшей серией всех времен", что еще больше увеличило ее популярность [см.8,с.8].
Несмотря на многочисленные просьбы читателей продолжить историю об Академии, писатель отказывался это сделать вплоть до 1981 года, когда его, по собственному его признанию, издатели "просто-напросто вынудили написать новый роман об Академии и, чтобы позолотить пилюлю, предложили мне контракт, в десять раз превышающий обычный мой гонорар" [8,с.9]. И далее о