ГЛАВА 2
КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «РАДОСТЬ» В
АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ (АМЕРИКАНСКИЙ ВАРИАНТ)
2.1. Эмоция радости в речемыслительной деятельности личности и
социума
Проблема недостаточной исследованности реального языкового существования
человека, в частности, таких аспектов, как «язык эмоций» и когнитивная
конденсация аксиологического эмоционального опыта в языковых стереотипах
различного объема, концептуализация и языковое обеспечение эмоций относится к
той категории проблем, которые на любом витке лингвистической мысли
переосмысливаются в свете новых идей и направлений.
Авторы когнитивной теории эмоций А. Ортони, Дж. Клор и А. Коллинз [229]
предполагают, что эмоции можно представить как набор независимых групп,
дифференцирующихся на основе их когнитивной природы, т.е. конкретная эмоция,
испытываемая индивидом в определенной ситуации, определяется тем, как он
конструирует мир или изменения в нем.
Радость является одной из 8 (в классификации Плутчика (1962) – цит. по
В.Д. Шадрикову [331]), 10 (по К. Изарду [110]) и 4 (в списке базальных эмоций
Е.Ю.Мягковой (цит. по Н.А.Красавскому [145]) первичных эмоций (филогенетически
первичное, основанное на перцептивных представлениях психическое переживание
человека (страх, радость, гнев, печаль), являющееся психологически
универсальным и наиболее релевантным феноменом этноса [427]), связанных с
основными адаптивными биологическими процессами, образующих основную
мотивационную систему человеческого существования [384]. Радость относится к
фундаментальным эмоциям, обобщенно репрезентирующим всю эмоциональную палитру и
выступающим в качестве родовых по отношению к соответствующим группам других
эмоций [145; 393; 428; 464], т.к. имеет: а) специфический внутренне
детерминированный нервный субстрат; б) характерные мнемические комплексы; в)
особое субъективное переживание или «феноменологическое качество» [110, с. 63].
Особая актуальность исследования этой эмоции подчеркивается ее положительной
природой, «подкрепляющей и закрепляющей полезное действие» [331, с. 20],
оптимизирующей процесс коммуникации. Хотя, согласно когнитивной теории эмоций
[229], их когнитивная структура не противопоставляет базовые эмоции «не
базовым», а описывает разные уровни дифференциации (например, классификация
эмоций как положительных и отрицательных), авторы теории признают, что
некоторые эмоции действительно являются более базовыми / подлинными. Этот вывод
они делают, используя критерий валентности («эмоция – валентная аффективная
реакция, …если предполагаемая эмоция возникает без валентной реакции, то она не
может быть подлинной» [229, с. 348], не оставаясь при этом «когнитивным
состоянием» [229, с. 351]). Мы убеждены, что радость относится к
фундаментальным (базовым) эмоциям еще и в силу ее филогенетического
происхождения (сходство в экспрессивной мимике других приматов) [110]. Выбор
объекта исследования обусловлен также тем, что до недавнего времени в центре
внимания ученых преимущественно находились негативные эмоции, а эмоции
позитивного спектра практически не исследовались [269].
Между тем, эмоция радости – древнейшая («первичная») форма отражения,
предшествующая более осознанным, опосредованным речью познавательным процессам,
ее основное назначение – сигнализировать о пользе или вреде для человека того
или иного явления, причем оценка знака явления является первичной [178; 320].
Именно радость/удовлетворение, будучи одновременно одной из составляющих
счастья (помимо эмоциональной, категория счастья включает также
интеллектуальную общеаксиологическую оценку) [56], является эмоциональной
оценкой многомерного интегративного ментального образования – категории
счастья, «духовной сущности, регулирующей отношение человека к успешности и
осмысленности собственной жизни» [50, с. 48], характеризующейся высокой
степенью семиотической насыщенности и культурной спецификой.
Эмоция радости является универсальным общечеловеческим феноменом. Хотя
переживание эмоции как поля взаимодействий – явление сугубо личное,
экспрессивный компонент эмоции – социален [204; 207]. Следовательно, на
характер ее выражения (процессы «кодирования» и «декодирования») влияют
национальная, социальная и лингвокультурные среды, и познание ее «когнитивной
инфраструктуры» [297, с. 175] может углубить понимание сложных отношений между
аффектом и воздействующей на него экстралингвистической средой, и, возможно,
облегчить эмоциональное общение как в пределах одной культуры и одного языка,
так и в ситуациях межкультурной коммуникации.
Таким образом, радость понимается нами как положительная эмоция, испытываемая
языковой личностью в ответ на активизацию определенного компонента ее фоновых
знаний и получающая отражение в ее концептуальной системе. Изучение
этносемантических аспектов радости позволяет утверждать, что эмоция радости –
это не чувство, лишенное концептуального содержания, но своеобразный континуум
ценностей, сформировавшийся в экологии социума. В речемыслительной деятельности
представителей различных лингвокультур радость выражается в виде
структурированных пропозиций (вербализованных ментальных аналогов ситуации
переживания эмоции), объективирующих аксиологические составляющие национального
сознания и, следовательно, исходящих скорее из когнитивных интерпретаций,
накладывающихся на внешнюю реальность, чем непосредственно из самой реальности
[229].
Естественно, что организующим началом когнитивного осмысления исследуемой
эмоции является концепт РАДОСТЬ, относящийся, на наш взгля
- Київ+380960830922