РАЗДЕЛ 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К РЕШЕНИЮ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ЗАДАЧ
2.1. Проблемы диагностики интеллектуальной готовности к деятельности практического психолога.
Исследование особенностей интеллектуальной готовности будущих психологов к решению консультативных задач показало, что существует ряд затруднений, связанных с выявлением уровня ее сформированности на этапе специальной подготовки. В этом плане наиболее четко выделяются несколько основных проблем, существенно влияющих на достоверность конечных результатов исследования. Это проблемы, связанные с выбором определенного этапа профессионального становления; с выбором и совершенством психодиагностического инструментария; с условиями организации и проведения психолого-диагностического обследования. Это также проблемы правильной интерпретации результатов психодиагностики и некоторые другие моменты.
Одна из первых задач, которую должен решить для себя психодиагност, приступая к исследованию интеллектуальной готовности к профессиональной деятельности, - это определение стадии профессионального развития контингента изучаемых лиц.
Довольно распространенным является выявление уровня интеллектуальной готовности индивида на этапе выбора будущей профессии, в условиях профессионально-ориентированного консультирования.
В этом случае исследование интеллектуальной готовности ограничивается психологической диагностикой общих и специальных способностей испытуемого, а также рекомендациями, даваемыми индивиду в связи с предстоящим выбором профессии.
В практике высшей школы исследование интеллектуальной готовности к профессиональной деятельности зачастую ограничивается диагностикой общего интеллекта и прогнозом успешности профессионального обучения.
Однако накопленные в настоящее время результаты, характеризующие связь показателей тестирования интеллекта при профессиональном отборе с характеристиками успешности профессионального обучения и профессиональной деятельности [55,с.248], определяют целесообразность проведения диагностики интеллектуальной готовности к профессиональной деятельности как при поступлении абитуриента в ВУЗ, так и в процессе обучения, особенно на старших курсах, непосредственно ориентированных на практическое освоение специальности. Исследование интеллектуальной готовности к профессиональной деятельности в высшей школе позволяет не только изучить особенности интеллектуальной сферы будущих специалистов, но и наметить пути целенаправленного формирования и развития профессионально значимых качеств в этой сфере.
Исходя из вышеизложенного, мы осуществляли психодиагностическую работу со студентами 3-5 курсов факультета "Психология", ориентируясь прежде всего на выявление уровня развития интеллектуальной готовности к профессиональной деятельности будущих психологов-консультантов.
Выбор именно такого контингента обследуемых был обусловлен следующим обстоятельством: специальные способности практических психологов и в частности, операциональная сторона профессионального мышления, могут проявляться только при наличии определенного багажа профессиональных знаний, умений и навыков. Имея это в виду, можно считать, что к третьему году специального обучения степень оформленности специальных способностей является достаточной для исследования.
Существенным моментом, повышающим эффективность исследования, является адекватный выбор методов диагностики. Так, сегодня разработаны способы диагностирования интеллектуальной готовности будущих врачей, педагогов, юристов, управленцев, менеджеров, программистов (В.П.Андронов, Решетников М.М., М.Л.Смульсон, М.Ю.Шейнис). При этом наряду с тестами общего интеллекта применяются тесты специальных способностей.
Вместе с тем для практических психологов вопросы исследования интеллектуальной составляющей психологической готовности к профессиональной деятельности изучены не столь глубоко и требуют более тщательного анализа.
Современной психодиагностике известна весьма многочисленная группа тестов интеллекта. Условно все существующие тесты можно разделить на две группы: тесты "скорости" и тесты "уровня". Если при проведении первых вводится жесткий лимит времени, то при проведении вторых, хотя и есть ограничение времени выполнения теста или субтеста, но главную трудность для испытуемого составляют особенности заданий. Встречаются варианты тестов, где используются оба вида затруднений. Результаты тестологических исследований позволяют судить либо об общем уровне интеллекта, либо о структуре умственных способностей.
Однако данные, полученные при использовании тестов интеллекта, в частности, теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра и теста Д.Векслера, не дают оснований для формулировки окончательных выводов относительно интеллектуальной готовности будущих психологов к консультативной деятельности, которые можно было бы считать объективными. Это обусловлено как сложностью и многосторонностью категории интеллектуальной готовности практических психологов к решению консультативных задач, так и отсутствием способов оценки специальных способностей психологов-консультантов, что диктует необходимость разработки новых диагностических средств.
В современной психометрии признается, что интеллектуальные тесты охватывают далеко не все человеческие способности. Кроме того, данные, накопленные к 90-м годам, позволяют утверждать, что успешность в профессиональной деятельности не всегда зависит от высокой оценки общего интеллекта [54]. Следовательно, диагностика интеллектуальной готовности к профессиональной деятельности должна включать в себя не столько оценку общего интеллекта, сколько анализ индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы и уровня развития специальных способностей.
Согласно традиционному пониманию, о способностях судят по характеристикам интеллектуальной деятельности, инициируемой определенным заданием (в условиях выполнения тестов интеллекта, тестов креативности, освоения новых действий, про