Ви є тут

Вільні економічні зони: механізм формування й функціонування

Автор: 
Горянська Тетяна Валеріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U002484
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2
МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Разработка эффективного механизма действия СЭЗ требует серьезного
теоретического обоснования, что предполагает изучение имеющихся концептуальных
подходов к решению данной проблемы. Учитывая особенности
социально-экономического развития государств, принимающих решение по
формированию свободных экономических зон, а также основываясь на апробированных
и доказавших свою эффективность концепциях реализации СЭЗ, возможно предложить
адаптивный механизм управления ими и сформулировать основные направления и
принципы государственной политики реализации данной идеи в Украине.
2.1. Концептуальные подходы к формированию СЭЗ
В мировой практике существует два концептуальных подхода к механизму
формирования и функционирования свободных экономических зон: территориальный и
функциональный (точечный, или, как его еще называют, режимный) [78, с.38].
В первом случае СЭЗ рассматривается как обособленная территория, где все
предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности.
Преимуществом территориального подхода является возможность создания
высококачественной инфраструктуры и эффективного органа административного
управления.
Во втором – льготы распространяются на определенный вид предпринимательской
деятельности независимо от месторасположения соответствующей фирмы в стране при
соблюдении установленных правовых условий.
Представляется, что оба концептуальных подхода предполагают общие принципы
создания и функционирования свободных экономических зон, а именно:
1. Сохранение территории или фирмы под полной юрисдикцией государства, их
функционирование в соответствии с государственным законодательством.
2. Учет специфики СЭЗ и специфики рыночных механизмов в государстве, ценовых
возможностей, организационных и финансово-экономических технологий,
способствующих ускорению процессов обращения товаров и услуг для достижения
прибыльности и эффективности территории в целом, региона и хозяйствующих
субъектов.
3. Принцип управленческого и предпринимательского риска. Этот принцип является
одним из основополагающих принципов регулирования рыночной экономики. Правильно
оцененный и минимизированный риск дает возможность принимать верные решения в
управлении предпринимательской деятельностью. По мнению специалистов,
реализация этого принципа позволяет достигнуть наивысших результатов, соединив
умение управлять с силой экономических механизмов СЭЗ. Его соблюдение
предполагает обеспечение сочетания предпринимательской и управленческой
инициативы и личных интересов конкретной фирмы с интересами СЭЗ, что дает
импульс к эффективному развитию.
Механизм проявления управленческого риска находит свое отражение в границах
действия закона спроса и предложения. Ведь именно действие этого закона
подталкивает предпринимателя искать инструменты и технологии, способствующие
повышению эффективности деятельности предприятия.
4. Принцип равноправного партнерства – один из наиболее значимых принципов,
которого должны придерживаться все субъекты СЭЗ. Этот принцип определяет форму
отношений в бизнесе и если он нарушается, то влечет за собой цепь негативных
последствий. Из этого следует, что данный принцип заключается в создании новой
конструктивной системы основополагающих правил ведения бизнеса.
5. Принцип рефлексивного поведения хозяйственных субъектов на рынке определяет,
корректирует и нормирует поведение хозяйственных субъектов на рынке. По мнению
специалистов, данный принцип – это высокотехнологичная система самооценки
поведения с контролированием элементов развития каждой ситуации, позволяющая
установить и оценить правильность ходов, которые были другим еще не видны. Этот
принцип позволяет своевременно корректировать ситуацию, оценить уровень
собственных предпринимательских идей.
6. Принцип государственных гарантий защиты инвестиций. Известно,
что инвестиционная политика свободных экономических зон основывается на
ассигнованиях государственного и местных бюджетов, заемных средств (внутренних
и внешних), на отчислениях от прибыли предприятий и организаций, на зарубежных
инвестициях. Ассигнования государственного бюджета направляются на создание
объектов производственной и социальной инфраструктуры государственного
значения. Создание инфраструктуры объектов регионального значения
осуществляется за счет средств местных бюджетов. В соответствии с
законодательством стран на все объекты и субъекты экономической деятельности
СЭЗ распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций.
Субъекты хозяйственной деятельности свободных экономических зон имеют
государственные гарантии на вывоз прибыли и капитала за их границы и за пределы
таможенных территорий. Этот принцип предусматривает создание благоприятных
условий, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов. Так, для
отечественных инвесторов необходимо создать условия хозяйственной деятельности
наиболее приближенные к международным, чтобы они обеспечили их интенсивную
интеграцию в мировое хозяйство. Для иностранных инвесторов – условия,
обеспечивающие ускорение адаптации их до особенностей работы в принимающей
стране, а также выхода на ее внутренний рынок.
Для создания таких условий необходимы следующие мероприятия:
* целенаправленное и дифференцированное снижение (отмена) налогов;
* установление ускоренного метода начисления амортизации основных фондов, чтобы
не допустить ввоза физически устаревшей техники и технологий;
* введение особого таможенного и налогового режимов налогообложения
эк