РАЗДЕЛ 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ КРЫСКОТАТАРСКОЙ СЕМЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . .96-177
2.1. Педагогизация родителей как условие формирования нравственно-ценностных взаимоотношений с детьми младшего школьного возраста в крымскотатарской семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
2.2. Совершенствование содержания, форм и методов воспитания нравственно-ценностных отношений родителей и детей в крымскотатарской семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
2.3. Взаимодействие социальных институтов и крымскотатарской семьи в формировании нравственно-ценностных взаимоотношений между родителями и детьми младшего школьного возраста . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
2.4. Результаты экспериментально-исследовательской работы . . . . .154
Выводы ко 2 разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170
ВЫВОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . .178
ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 204
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Возвращение крымских татар на свою историческую родину стало одним из важных моментов внутренней гуманистической политики Украины, после обретения независимости направленной на создание равных возможностей для развития всех народов и этносов, проживающих на ее территории. Этот шаг имел огромное значение для крымскотатарского народа, который в течение многих десятилетий вынужден был пребывать вдали от своих исконных земель, пережил депортацию, понес ни с чем не сравнимые духовные, культурные и человеческие потери. В связи с этим на первый план выдвигается необходимость проведения реабилитационных мероприятий, направленных на обеспечение успешной адаптации крымских татар к новым условиям жизнедеятельности, их интеграции в украинской общество, создания широких возможностей для возрождения утраченных и создания новых культурных и национальных ценностей.
Право на воспитание крымскотатарских детей в национальной среде гарантируется Конституцией Украины, Конституцией Автономной Республики Крым, Законами Украины "Про національні меншини в Україні", "Про статус кримськотатарського народу в Україні", "Про відновлення прав кримськотатарського народу, порушених у зв'язку з його депортацією 1944 року" и других и документах.
Эти цели отражены в Государственных программах Автономной республики Крым - "Яшлыкъ - миллет ишанчы. Молодежь - надежда нации", "Халкъ темели - къоранта. Семья - основа нации", в общегосударственных Национальных программах "Освіта" (Україна XXI століття), "Діти України", Национальной доктрине развития образования в Украине; Постановлении Верховного Совета Автномной Республики Крым от 18 августа 1999 г. № 641-2/99 "Про Програму облаштування і соціально-культурного розвитку депортованих громадян в Автономній Республіці Крим", Постановлении Совета министров Автономной Республики Крым от 22 мая 2001 г. № 187 "О первоочередных мероприятиях по развитию сети школ (классов) с крымскотатарским языком обучения в 2001-2002 годах" и других законодательных актах.
Семья играет ведущую роль в жизни каждого человека. В процессе непосредственных контактов с родителями происходит его физическое и духовное развитие, формирование как личности. Благодаря семье он усваивает общественно необходимые нормы поведения, в то же время семья является первичной средой его социализации. Все это ставит перед семьей определенные задачи, налагает на нее определенные требования, прежде всего к воспитанию и социальному развитию личности ребенка.
Известно, что важным компонентом воспитательного процесса семьи являются внутрисемейные отношения. Это обусловлено тем, что семейный микроколлектив, как определенная социальная общность, выступает в качестве конкретной системы взаимодействия между ее членами, целью которой является удовлетворение материальных, духовных потребностей. Такие взаимоотношения в семье способствуют сохранению и развитию национальной культуры, приобщению детей и молодежи к духовным и нравственным ценностям своего народа.
Современная крымскотатарская семья, как и все украинское общество, переживает трудные моменты своего развития объективными и субъективными факторами. Они состоят в том, что развал СССР, крах господствующей идеологии вызвали не только прогрессивные изменения в жизни общества и семьи, но и стали причиной маргинальных явлений в нравственной сфере, привнесли хаос и неопределенность в нравственно-ценностные взаимоотношения, идеалы и способы их достижения. Все это не только привлекает особое внимание общества к семье, но и актуализирует необходимость проведения исследований, связанных с поиском путей повышения ее воспитательного потенциала, в частности формирования нравственно-ценностных взаимоотношений родителей и детей.
Теоретические основы воспитания детей в крымскотатарской семье, влияния взаимоотношений родителей и детей на формирование личности ребенка заложены в общетюркском философском наследии Д.Азади, М.Бедиля, А.Бируни, А.Дехлеви, А.Джами, А.Дониша, У.Кей-Кавуса, А.Навои, А.Низами, О.Хайам, Н.Хисроу, А.Хорезми, И.Фараби и др., а также в работах выдающихся крымскотатарских мыслителей и педагогов - А.Айвазова, О.Акчокраклы, Ш.Бекторе, Дж.Гафара, И.Гаспринского, А.Гирайбая, А.Ильмия, У.Ипчи, А.Кадри-заде, Д.Керменчикли, А.Лятиф-заде, М.Ниязия, М.Нузета, А.Одабаша, С.Озенбашлы, Д.Сейдамета, У.Тохтаргазы, Н.Челебиджихана, А.Чергеева, Б.Чобан-заде, Я.Шакира-Али, чьи работы в годы советского тоталитаризма были не только запрещены, но и подвергались уничтожению.
Сегодня наряду с глобали