Ви є тут

Ефективність функціонування міської пасажирської транспортної системи

Автор: 
Вдовиченко Володимир Олексійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002682
129 грн
Додати в кошик

Вміст

<p>РАЗДЕЛ 2<br />Моделирование функционирования маршрутной сети городской пассажирской<br />транспортной системы <br />2.1 Метод моделирования функционирования маршрутной сети<br />Моделирование работы ГПТС является одним из методов позволяющих проводить<br />оценку эффективности ее функционирования на этапе проектирования МС. Этот<br />процесс может быть выполнен с помощью математического моделирования, которое<br />легко может быть реализовано на практике с использованием ЭВМ. В настоящее<br />время моделирование является наиболее приемлемым аппаратом для оценки<br />последствий внедрения изменений в маршрутной сети города. При этом<br />разработанные ранее алгоритмы моделирования маршрутной сети города морально<br />устарели и не могут быть использованы в полной мере для описания процесса<br />передвижения пассажиров в современных условиях жизнедеятельности города.<br />Наиболее предпочтительными методами моделирования функционирования маршрутной<br />сети являются методы, предложенные Горбачевым П.Ф. [47] и Штановым В.Ф.<br />[45-46]. Но ввиду того, что в предложенных ими методиках формирования<br />рациональной маршрутной сети не учитывается ряд параметров оказывающих в<br />современных условиях значительное влияние на транспортную систему города,<br />возникает необходимость разработки новых алгоритмов и определение<br />закономерностей, направленных на прогнозирование состояния системы перевозки<br />пассажиров в городах. <br />Модель функционирования ГПТС, как было отмечено в первом разделе работы,<br />условно состоит из модели транспортной сети, модели потребности в<br />передвижениях, модели маршрутной сети и модели распределения пассажиропотоков.<br />Ключевым этапом в процессе моделирования ГПТС является модель маршрутной сети.<br />Эта модель представляет собой трассы маршрутов и их провозных возможности. Эти<br />параметры определяют показатели эффективности ГПТС. На первом этапе необходимо<br />разработать алгоритм формирования маршрутной сети города. При этом следует<br />отметить то, что алгоритм должен быть программно реализуемым и иметь<br />возможность последующего усовершенствования. В общем виде схема алгоритма может<br />быть представлена как последовательность ряда выполняемых операций и<br />представлена на рис. 2.1. <br />Модель транспортной сети представлена в виде математического описания элементов<br />транспортной сети города, по которым возможно движение транспортных средств<br />общественного пользования [115, 117]. <br />Модель потребностей в передвижениях представляет собой матрицу межрайонных<br />корреспонденций пассажиров, которая в последующем трансформируется в матрицу<br />межостановочных корреспонденций на основании трасс маршрутов сети. Получение<br />этой матрицы целесообразно проводить с использованием гравитационного метода<br />расчета корреспонденций. В этом случае в качестве исходных данных выступает<br />емкость транспортных районов города и матрица кратчайших расстояний,<br />определенная на основе математического описания транспортной сети. <br />Модель маршрутной сети состоит из двух составляющих: трасс маршрутов и<br />количества транспортных средств. При этом для обеспечения эффективной работы<br />ГПТС в целом необходимо связать параметры геометрии трасс маршрутов и<br />пассажиропотоки на этих маршрутах. Для этой цели используется модель<br />перераспределения пассажиропотоков по маршрутной сети. На основании<br />пассажиропотоков по каждому маршруту рассчитывается рациональное количество<br />транспортных средств, технико-экономические и технико-эксплуатационные<br />показатели работы на маршрутах. <br /><br /><br /><br />Рис. 2.1 Схема алгоритма моделирования функционирования <br />маршрутной сети ГПТС<br />Моделирование функционирования ГПТС происходит путем изменения трасс маршрутов<br />в городе и изменением количества ТС на них. Изменение этих параметров позволяет<br />добиться ожидаемых показателей эффективности функционирования ГПТС. Процесс<br />моделирования имеет итерационный характер, что позволяет использовать его при<br />рассмотрении новых альтернативных МС в городе. <br />Первые четыре этапа алгоритма, схема которого представлена на рис. 2.1,<br />относятся к блоку подготовки базы моделирования маршрутной сети. Этапы с<br />шестого по восьмой, включительно, можно отнести к блоку определения показателей<br />работы ГПТС. Пятый этап совместно с десятым относятся к блоку формирования<br />маршрутной сети города. При этом выбор маршрутов входящих в ГПТС происходит на<br />основе предварительной оценки эффективности ее функционирования. <br />Предложенный алгоритм моделирования функционирования ГПТС позволяет проводить<br />оценку эффективности ее функционирования для различных вариантов МС. <br />2.2 Подготовка информационной базы моделирования<br />Подготовка информационной базы моделирования предполагает сбор исходных данных<br />о транспортной сети города, характеристиках УДС и транспортном спросе на<br />передвижение пассажиров. В настоящее время распространение получили два метода<br />математического описания транспортной сети. Первый метод основан на<br />представлении сети в виде совокупности узлов, имеющих свои координаты, и так<br />называемых "барьеров", которые представляют собой естественные или<br />искусственные преграды (реки, овраги, парки), прохождение транспортных связей,<br />между которыми невозможно [115]. При таком методе описания сети представляется<br />возможным определение приближенного расстояния между узлами сети с<br />использованием коэффициента непрямолинейности транспортной сети. Кроме<br />расстояний на сети можно рассчитывать приближенное время сообщения между узлами<br />исходя из допущения о постоянстве скорости транспортных средств [47]. <br />К достоинствам данного метода можно отнести простоту сбора и небольшой объем<br />исходной информаци</p>