Ви є тут

Економічна ефектівність виробництва, переробки та реалізації м'ясо-молочної продукції

Автор: 
Якушева Інна Євгенівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002690
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА, ПЕРЕРАБОТКИ И
РЕАЛИЗАЦИИ МЯСО-МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ
2.1. Анализ состояния и тенденций развития мясо-молочного рынка в южном регионе
Украины
Условия, факторы и способы сбытовой деятельности предприятий мясо-молочного
подкомплекса определяются состоянием продовольственного рынка. Рынок
мясо-молочной продукции представляет собой совокупность обменных отношений
между его субъектами (производителями и потребителями) в процессе которых
осуществляется производство, переработка, распределение, реализация и
потребление. Рынок состоит из двух больших сегментов: рынка мяса и
мясопродуктов и рынка молока и молокопродуктов. В свою очередь можно
сегментировать эти рынки по способу реализации продукции: сбыт мяса и молока в
свежем виде, реализация в качестве сырья для перерабатывающих предприятий
пищевой промышленности, продажа готовых к употреблению мясо-молочных продуктов
в широком ассортименте.
Первый сегмент характеризуется как рынок свободной конкуренции, с относительно
низкими входными барьерами. Сегмент рынка, где мясо-молочная продукция
реализуется как сырье для перерабатывающих предприятий, характеризуется
значительным влиянием последних на закупочных уровень цен. Механизм
функционирования сырьевого рынка определяется развитием системы интеграционных
связей, степенью монополизации, мощностями переработки.
Рынок мясо- и молокопродуктов, прошедших высокую степень промышленной
переработки относится к олигополистическому типу (господствует несколько
лидирующих предприятий). Он формируется под воздействием спроса населения и
предложения со стороны производителей и торговых организаций. Успех на этом
рынке обусловлен маркетинговой стратегией субъектов, продуманной ассортиментной
политикой в соответствии с предпочтениями потребителей, качеством продукции,
высоким уровнем оформления изделий и эффективной рекламой продуктов или
торговой марки.
Мясо-молочный рынок характеризуется такими особенностями. Во-первых, мясо и
молоко, незаменимые и жизненно необходимые продукты питания. Во-вторых,
мясо-молочная продукция неоднородна, дифференцируется на группы по
ассортименту, причем потребность в каждой группы продуктов у потребителей
неодинаковая (зависит от особенностей питания), а так же ограничена
физиологическими возможностями человека. В-третьих, большинство мясо-молочных
изделий не подлежат длительному хранению, что обуславливает размещение их
производства около рынков сбыта. В-четвертых, прослеживается сезонность
производства и потребления мясо-молочных продуктов.
Важной особенностью рынка мяса и молока является наличие локальных зон их
производства и переработки, что обуславливает неодинаковую обеспеченность
регионов в продукции и необходимость в межрегиональном обмене. Развитие
межрегиональных связей на мясо-молочном рынке определяется объемами
производства транспортабельной продукции.
Специфика рынка, как отмечает Березовский П.С. [5, С. 189], так же обусловлена
тем, что молоко, живой скот, свежее мясо и мясо-молочная продукции разной
степени переработки – принципиально разные продукты, как с потребительской
точки зрения, так и с организационной. Целостность обеспечивает лишь процесс их
производства.
Состояние рынка мясо-молочной продукции обусловлено воздействием множества
факторов, основными из которых являются: объем производства продукции
животноводства; объем, ассортимент и качество переработки мясо-молочного сырья;
развитие каналов дистрибьюции и рыночной инфраструктуры; импорт мясо-молочных
продуктов; величина потребления и уровень платежеспособного спроса; развитие
нерыночных источников удовлетворения потребности в мясо-молочных продуктах;
уровень конкуренции; уровень государственного регулирования.
Ситуация на рынке мясо-молочной продукции так же зависит от конъюнктуры на
рынках других продовольственных товаров. При ухудшении обеспечения потребителей
каким-либо продуктом питания происходит поиск другого продукта – аналога или
заменителя, и нарушается структура спроса и предложения на продовольственном
рынке.
Специфика формирования мясо-молочного рынка зависит от характеристик видов
мясо-молочной продукции: транспортабельные виды продукции имеют широкий и
подвижный рынок сбыта (сливочное масло, сыры, сухие молочные продукты,
сгущенное молоко, копчености и консервы), а быстро портящаяся продукция
характеризуется локальным рынком сбыта (цельномолочная, варение колбасы и
полуфабрикаты).
Продовольственный рынок Украины, в том числе и мясо-молочный, характеризуется
значительными деформациями, т. е. нацелен на удовлетворение потребностей
ограниченного круга потребителей. Рыночная инфраструктура развита слабо,
взаимоотношения между субъектами рынка складываются стихийно, носят
кратковременный характер, не имеют четкой организации. Несовершенно оптовое
звено торговли, которая представлена в основном торгово-закупочными
организациями. Доступ на рынок отечественных производителей ограничен (цены на
импортные и отечественные продукты практически одинаковы), значительное место
занимают теневые отношения на аграрном рынке. Кроме того, рынок слабо
регулируем.
Использования мясо-молочной продукции в хозяйствах общественного и частного
сектора южных областей значительно отличается. Анализ производится на основе
данных баланса (табл. 2.1, 2.2).
В 2002 г. в сельскохозяйственных предприятиях и личных хозяйствах региона
производство мяса и мясопродуктов возросло по сравнению с прошлым годом на 32,3
и 2,9 % соответс