РАЗДЕЛ 2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЕРЫ И ПОЗНАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ
Г.С. СКОВОРОДЫ И Ж.-Ж. РУССО
Общей платформой, на которой сформировались и упрочились когнитивные комплексы (воззрения, принципы, установки, ценностные ориентиры) Григория Сковороды и Жан-Жака Руссо, стали представления о безначальной истине как творческой, действенной силе, которая даёт начало жизни сердца, то есть обращает его к миру, к любви и добродетели. Данные подходы подкрепляются устойчивым убеждением любителей мудрости в том, что жизнь человека такова, каково его сердце, кто ищет живой и жизненной истины, в самом себе открывает жизнедательные качества.
Как полагает украинский любомудр, истина "животворит владЪющее тЪлом сердце наше"????????. Истина животворит, даёт начало сердечной жизни - такова идейная доминанта сковородинского учения, щедро облекаемая в одежды причудливых аллегорий и многосложных символов: "... не дивно, что нЪкіх избранных человЪков монументы и записки сею такою надписью оглавлены: житіе и жизнь имя рек. Житіе значит: родиться, кормиться, расти и умаляться, а жизнь есть плодоприношеніе, прозябшее от зерна истины, царствовавшія в сердцЪ их"????????.
Истина животворна, утверждает Сковорода, но именно в силу того, что природа её жизненна: "И не ошибся нЪкий мудрец, положившій предЪлом между учоным и неучоным предЪл мертваго и живаго"????????. Означает ли живой, в данном контексте, - многообразный и-изменчивый, суть преходящий, как преходящи проявления жизни? На этот вопрос можно было бы дать утвердительный ответ, если бы философ придавал слову "жизнь" бытовой, а не бытийный смысл. Напротив, в образе "древа нетленныя жизни"??????????, что вечно пребывает и вечно зеленеет??????????, сопрягаются понятия единого, вечного и суть живого. Писатель утверждает, что "древо нетлЪнных плодов и новаго вЪка", произрастающее из благодати как из зерна вечности?????????, - непреложный закон ума, истина, наполняемая "свЪтом тихім святыя славы, безсмертнаго отца небеснаго..."?????????. "? Жизнь живет тогда, - читаем в трактате Сковороды, - когда мысль наша, любля истину, любит выслЪдывать тропинки ея и, встрЪтив око ея, торжествует и веселится сим незаходимым свЪтом"??????????. Данное суждение не оставляет сомнений в том, что мысль активна, подвижна, а в устремлённости к истине, в усилиях поиска и в радости обнаружения истинного - единственная для неё возможность быть себе равной. Дмитрий Багалий в связи с этим отмечает, что Сковорода огромное значение придавал мысли человека с её вечным движением, видел в ней суть самой жизни?????????.
Являясь сочинителем стихотворений, эпистол, басен, притч и трактатов, Сковорода допускал художественную и семиотическую вариативность своего слога, раскрывая и последовательно сменяя перед мысленным взором читателя картины движения и осуществления сакральной идеи. Посредством своих интуиций, в градациях частных значений философ находил необходимую меру, дабы не происходило нивелирование, а напротив, становление и упрочение полагающего основы, изначального, инвариантного смысла. Сковорода изменил бы себе как любителю мудрости, если бы потерял усердие к тому, чтобы неустанно сохранять и, если необходимо, восстанавливать чистоту первоначальных смыслов, представляя в своих умозрениях, как на священных орбитах обретаются идеи, к себе неуклонно стремясь. В постоянном, как закон, возвращении к себе философ обнаруживал неизменную природу истинного как суть живого.
Проявлений жизни множество и они суть преходящи, точнее, самой жизнью переходимы, ведь квинтэссенцией жизни, её кардинальным смыслом, в чём убеждён любитель мудрости Сковорода, есть проход, переход, пасха, из праха воздвижение, воскресение????????????????????????????? Подобно тому истина, обнаруживаясь многообразно, выходит за пределы понятийного или образного выражения, трансполируется в бесконечность. В одном из писем-посвящений Григория Саввича поэтическим рефреном звучат слова: "премудрость не умирает??????????". Мыслитель убеждён, что Священное Писание возводит человека "на гору познанія божія", "чудным мостом" "переводить смертных в живот", а "спадших с горы долу" "поставляет паки на той же горЪ"??????????. Живое понимается мыслителем как движимое к вечному.
Соответственно художественно-образному строю сковородинских сочинений, свет символизирует изначальную чистоту и животворную силу идеи, обозначает движение, которое развёртывается в бесконечности. Философ побуждает к сердечному видению, он рисует картину вечности, где незаходимый свет течёт, будто сквозь око божественное изливаясь в мир ищущих истину, и сиянием отражённым к себе неизменно возвращается. Ищущий оживляющей истины открывает в себе животворное качество светозарности, способность быть проницаемым для света и нести свет: "Сонце есть источником. Како же не и человЪк божій сонцем? Сонце не по лицу, но по источничей силЪ есть источником. Тако и человЪк божій, источающій животворящія струи и лучи божества испущающій, есть сонцем не по сонечному лицу, но по сердцу"??????????.
Каковы же проводники "источничей силы"? Где божественные сосуды, воспринимающие, вмещающие и изливающие "животворящие струи", "лучи божества"? Что делает человека причастником вечности? Разум ли, сердце ли, мысль, а, возможно, чувство? В одном из этимологических пассажей Сковороды, где, исходя из греческих аналогов, блаженство трактуется как благо-разумие??????????, заключён возможный ответ. В том же произведении звучит призыв философа: "Вникните только и возникните на думное сердца вашего поле, всЪх окианов и всяких небес пространнЪйшее"??????????. Таким образом, не разум как таковой, не сердце как таковое, но разум, одухотворяемый и оживляемый токами сердца, разум в лоне сердца, в его благорасположении обращает человека к вечности, - полагает Григорий Сковорода.
Сердечные движения, проистекающие из единого источника любви и милости, наделяют "вторые и вЪчные мысли" силой невещественных крыльев с тем, чтобы устремились они к свету невечернему: "Послала мене истина к ми
- Київ+380960830922