Ви є тут

Юридична природа недержавної правоохоронної діяльності в Україні (теоретико-правовий аспект)

Автор: 
Краснокутський Сергій Валерійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U004051
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II
Общая характеристика негосударственной правоохранительной деятельности в
Украине
2.1. Понятие и виды негосударственной
правоохранительной деятельности
Основой деятельности государства и его правоохранительных органов является
решение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите прав и свобод
человека и граждан, охране прав и законных интересов государственных и
негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и
иными правонарушениями [54, с.5; 55, с.7; 56 с.3]. Эта задача – предмет заботы
в первую очередь государства и его органов. Одновременно, граждане, разумеется,
не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и
свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на
них полномочий, всемерно содействовать им в этом [57, с.4-5; 58, с.306; 59,
с.8].
Чтобы выяснить вопрос о компетенции негосударственных правоохранительных
образований, а также определить их признаки и качественные характеристики
необходимо рассмотреть вопрос о юридической природе негосударственной
правоохранительной деятельности. [34 Как отмечает Т.Г. Матвеев, признавая
необходимость существования негосударственной правоохраны, возникает
необходимость исследовать вопрос о том, осуществляет ли она правоохранительную
деятельность и какова её сущность [60, с.28]]
На наш взгляд, всесторонне охарактеризовать негосударственную
правоохранительную деятельность, как определенное явление
государственно-правовой действительности, классифицировать её на определенные
виды можно, если провести анализ её сущностных характеристик в контексте общей
теории юридической деятельности, а также существующих в современной
юриспруденции представлений и подходов к пониманию природы правоохранительной
деятельности.
Практическая значимость исследуемого вопроса заключается в определении места и
роли негосударственной правоохраны в правоохранительной системе, более
эффективном использовании ее возможности в вопросах совместного обеспечения
безопасности предпринимательской деятельности, а также борьбы с преступностью и
правонарушениями. Кроме этого, минуя затраты государственных сил и средств,
будет ли обеспечиваться правопорядок в рыночных отношениях, предпринимательской
деятельности, защите прав и законных интересов граждан посредством
использования сил и средств негосударственной правоохраны?
Юридическая деятельность представляет собой сложную, высокоорганизованную и
динамичную систему, органично включенную в социально-политический и правовой
механизм общества [61, с.107; 62, с.91; 63, с.14; 64, с.12; 65, с.147].
По мнению В.Н. Карташова, в специальном, более точном, категориальном значении
под юридической деятельностью следует понимать лишь такую опосредованную правом
трудовую, управленческую, властную деятельность компетентных органов,
должностных лиц и негосударственных субъектов, наделенных законодательством
необходимыми полномочиями, которая нацелена на выполнение общественных задач и
функций (создание законов, осуществление правосудия, конкретизацию права и т.
п.), и удовлетворение тем самым как общесоциальных, групповых, так и
индивидуальных потребностей и интересов [66, с.30]. [35 В основе понятия
юридической деятельности должно лежать такое представление о ней, которое
отражало бы ее качественную определенность и могло бы быть применено к анализу
конкретных вопросов, связанных с исследованием ее структуры, содержания, формы,
функций, места и роли в правовой системе общества. Оно должно фиксировать
основные признаки и свойства, инвариантно присущие любому ти­пу и виду
юридической деятельности.
В литературе юридическая деятельность определяется неоднозначно. Так, В. Н.
Кудрявцев рассматривает ее как совокупность действий и операций (поступков),
направленных к единой цели»[67, с.14]. М.Ф. Орзих юридической деятельностью
считает социальную активность, с помощью которой достигается опосредованный
правом результат [68, с.127]. А.Ф. Черданцев пишет: Под правовой деятельностью
предлагается понимать совокупность действий государства в лице его органов,
иных организаций и граждан в связи с созданием и реализацией юридических норм,
использованием других правовых рычагов при решении экономико-социальных задач»
[69, с.247].]
Будучи автономным, относительно самостоятельным образованием, юридическая
деятельность представляет собой некую целостность, отличную от других правовых
явлений и процессов в обществе
Юридическая деятельность — это сложное, внутренне дифференцированное единство
многих составляющих ее компонентов (субъектов и участников, целей и
результатов, действий и операций, средств и способов их осуществления), которые
не только функционально взаимодействуют, но и органически соединены между собой
с помощью разветвленной сети генетических и структурных, горизонтальных и
вертикальных, координационных и субординационных, пространственных и временных,
управленческих и иных связей и отношений [70, с.20; 71, с.19]. [36 В.Н.
Карташов отмечает, что юридическая деятельность представляет собой
разновидность социальной деятельности. Ей присущи основные черты, характерные
для любой социальной деятельности — предметность, целесообразность,
упорядоченность, избирательность, системность, планомерность,
самоорганизованность [66, с.31].]
Юридическая деятельность как целое и отдельные ее компоненты объективно и
необходимо взаимообусловлены и в этом смысле постоянно нуждаются друг в друге.
Система юридической деятельности немыслима без составляющих се элементов, так
же как от