РАЗДЕЛ 2
ЛИКВИДНОСТЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ ПЕРЕХОДНОЙ
ЭКОНОМИКИ
2.1. Ликвидность в системе бюджетного регулирования
В первом разделе настоящего диссертационного исследования были рассмотрены
основные теоретические аспекты изучения ликвидности и показано, что ее
совместно-разделенная природа является системообразующим фактором, реализующем
в своем движении принцип перманентной циркуляции ликвидности как основы
целостности и поступательного развития экономической системы. Эти результаты
стали методологической основой изучения циркуляции ликвидности в переходной
экономике.
В настоящем разделе будут проанализированы основные аспекты функционирования
ликвидности в системе государственных финансовых институтов, а также показано,
насколько реализованным является основной принцип движения ликвидности в
украинском государственном финансовом секторе.
Построение финансового сектора экономической системы происходит по принципу
главенства первичного института – ликвидности – и формирования на его основе
финансовых институтов, обеспечивающих движение ликвидности в среде
экономических агентов. Процесс формирования финансовых институтов определяется
разветвленностью системы движения ликвидности в экономике.
В процессе движения ликвидность опосредует связи между хозяйствующими
субъектами. Сложность этих связей определяет систему финансовых институтов,
господствующую в хозяйстве. Так, усложнение цепочки связей в результате
разделения общества на классы и возникновения государства предшествует
появлению бюджета, бюджетных и налоговых отношений. Появление кредитных
учреждений и банков связано с развитием заемных отношений. Следовательно, чем
больше экономических качеств становится присуще экономическим субъектам, тем
разветвленнее становятся связи в системе и тем разветвленнее и
систематизированнее структура финансовой системы и составляющих ее финансовых
институтов.
Следует отметить, что как структура трансакций ликвидности является
обусловливающим фактором по отношению к возникновению финансовых институтов,
так и финансовые институты могут влиять на появление той или иной формы
ликвидности. Поэтому процессы развития ликвидности и формирования финансовых
институтов взаимно обусловливают друг друга.
Движение ликвидности осуществляется в системе государственных и
негосударственных финансовых институтов, обеспечивающих ее циркуляцию между
экономическими агентами. К государственным финансовым институтам относятся
государственный бюджет, налоговая система, распорядители бюджетных средств,
государственный пенсионный фонд, центральный банк и т.п. В целях нашего
исследования из всего многообразия вышеперечисленных совокупностей институтов
мы остановимся на изучении центрального банка и государственного бюджета.
Объяснением этого выбора могут стать следующие соображения.
Во-первых, обращаясь к истории, мы видим, что деятельность первых центральных
банков была тесно переплетена с деятельностью правительства и связана с
обеспечением наполняемости бюджета. Главной задачей первых правительственных
эмиссионных банков было обслуживание бюджета и управление налоговыми платежами.
Кроме того, во многих странах частных банковских учреждений не существовало,
поэтому их роль выполняли центральные банки, которые занимались кредитованием
правительства и в последнюю очередь – денежной эмиссией. Как отмечает А.
Генкин, «в 1694 г. был учрежден Банк Англии. Согласно Закону Таннеджа, он
создавался для улучшения сбора средств и передачи казначейству 1 200 000 фунтов
стерлингов. Капитал Банка был немедленно передан правительству, в обмен на что
Банку было разрешено выпустить банкноты на эту сумму» [35; с.60]. Поэтому
исторически так сложилось, что вопросы обращения ликвидности на государственном
уровне были основой тесного взаимодействия центральных банков и бюджета, ведь
«деньги, насколько это возможно, должны рассматриваться как жизненно важный
принцип внутренней политики страны, как то, что поддерживает ее жизнь и
развитие, позволяя ей осуществлять свои жизненно важные функции» [102; с.120].
Во-вторых, центральные банки и бюджет играют особую роль в процессе
формирования и обеспечения движения ликвидности путем законодательной и
нормативной регламентации ее циркуляции в экономической системе. Поэтому
диспропорции в функционировании государственных финансовых институтов, имея
прямое влияние на денежно-кредитную сферу, в первую очередь отражаются на
движении ликвидности. Так, в процессе возникновения и развития различных форм
ликвидности, помимо указанных в первом разделе развивающихся производительных
сил, особую роль следует отвести проблемам в среде государственных финансовых
институтов, функциональный дисбаланс в которых приводил к возникновению новых
форм ликвидности. В связи с бюджетным дефицитом из-за невозможности сбора
налогов в полном объеме осуществились первые выпуски европейских бумажных денег
(французские ассигнаты), которые производились под обеспечение земельными
ресурсами из государственного (национализированного) фонда. Во времена
английской революции свидетельства на получение в будущем конфискованных
земельных наделов в Англии 1650-х годов использовались как средство платежа
солдатам революционной армии [28; с. 13]. Относительно современным примером
этого феномена являются суррогатные формы ликвидности, которые возникают в
ответ на бюджетный дефицит и монетарный дисбаланс (инфляцию) в
трансформационных постсоциалистических экономиках.
В-третьих, диссертационное исследование посвящено ли
- Київ+380960830922