РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ УГОЛЬНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Стратегия активной инновационной реструктуризации угольного предприятия
В рыночных условиях инновационная деятельность является особенно необходимой, поскольку обусловливает около 75% прироста производительности труда, более 50% прироста национального дохода, значительное снижение себестоимости [22, 59]. Продукция предприятий, не способных к нововведениям, перестает пользоваться спросом, что влечёт за собой банкротство, о чем свидетельствует нынешнее состояние угольных шахт. А.А.Татаринов, А.Р.Вовченко, О.Ю.Кузьмич, В.Ф.Носко отмечают, что в настоящее время на разных стадиях судебной процедуры банкротства находятся 45 шахт Украины [172].
Анализ работы угольных предприятий показал, что условия для перехода к инновационной стратегии сложились лишь недавно. Среди них наиболее важными являются следующие:
наличие резерва материальных, финансовых, технических средств, новых технологий, развитой научно-технической инфраструктуры, обеспечивающей проведение научных разработок различной сложности;
поддержка и поощрение занятия инновационной деятельностью на государственном уровне (льготы по налогообложению);
гибкость организационных структур, децентрализация, автономия, демократический стиль управления;
создание психологических условий для самореализации и творчества.
Планирование и проведение инновационных мероприятий требуют разработки инновационной стратегии. Формирование стратегии инновационной реструктуризации должно дать ответы на следующие вопросы: в чем сущность и движущая сила инновационного развития на угольных предприятиях; как осуществляется управление этим процессом; каковы экономические отношения, возникающие в ходе инновационной реструктуризации; каков механизм реализации целей инновационной деятельности.
Концепции формирования инновационных стратегий относятся к теории инновационных процессов и основываются на положениях и выводах более общих ее частей. Поэтому необходимо подробно рассмотреть концептуальные подходы и выделить те, которые связаны с определением понятий "инновация" (ее классификации) и "стратегия".
Как известно, инновация (нововведение) является следствием инновационной деятельности. Понимание сущности термина "инновация" на различных этапах развития экономической мысли было различным. Первыми крупнейшими теоретиками инновационных процессов по праву считаются Й.Шумпетер и Н.Д.Кондратьев.
Впервые термины "нововведения" и "инновации" были предложены Й. Шумпетером, который увидел возможности для ускоренного преодоления экономических спадов через активизацию радикальных технологических новшеств. Цель инновации, по мнению ученого, состоит в повышении отдачи на вложенные ресурсы. Инновация является скорее экономическим и социальным понятием, чем техническим.
Н.Д.Кондратьеву принадлежит теория "больших циклов", в соответствии с которой динамика экономической структуры общества чутко реагирует на базовые нововведения (ключевые изобретения), влекущие за собой реализацию вторичных, модернизирующих социально-экономических нововведений.
Й.Шумпетер выделяет пять характерных случаев новых комбинаций [200].
1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства.
2. Внедрение продукции с новыми свойствами или продукции нового качества.
3. Овладение новым источником сырья.
4. Создание новых организаций, вызывающих изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.
5. Появление новых рынков сбыта.
Таким образом, по мнению Й.Шумпетера, отличительной особенностью инновации выступает технический, организационный и экономический характер этого процесса. Предметом инновации могут быть продукт, производственный процесс, организация.
Дальнейшее комплексное развитие представлений об инновациях и инновационных процессах связано с именами А.И.Анчишкина; П.Драккера, И.Т.Балабанова, Ю.П.Морозова, Л.Н.Оголевой, С.Ф.Покропивного, Р.А.Фатхутдинова, Д.М.Черванева, Л.И.Нейкова.
Глубокий анализ различных определений инноваций приведен в целом ряде работ [14; 17; 88; 124; 184; 200; 208; 209; 210]. Среди ученых сформировалось два подхода к определению понятия - широкий и узкий. В узком аспекте инновации рассматриваются, как единичный акт (техническое, технологическое или продуктовое нововведение), а в широком - как процесс и результат разработки, внедрения и использования различных новых изменений в технике, технологии, управлении, организации, снабжении, маркетинге и других сферах деятельности.
Инновации характеризуют конечный результат научно-производственного цикла, который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей и получения на этой основе прибыли.
Из сказанного следует, что инновацию как результат нужно рассматривать в рамках инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны три свойства:
научно-техническая новизна;
производственная применимость;
коммерческая реализуемость.
Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе [192].
Существуют различные взгляды на разграничение понятия "новшество", "инновация". Некоторые ученые понятие "новшество" определяют, как новую идею, открытие, которое в процессе разработки реализуется в новый продукт, технологию или новый метод. Инновация рассматривается, как новый или усовершенствованный продукт или технология, созданные в результате использования новшества и реализуемые на рынке или внедренные в производство, управление или другую деятельность [118; 216].
Такой же позиции придерживается В.И. Ландик. Он обращает внимание на то, что следует разграничивать понятия "новше
- Київ+380960830922