РАЗДЕЛ 2
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из поставленных задач, были определены основные объекты, материалы и методы исследования.
Объекты исследования: экспериментальные животные (белые крысы), пациенты с зубочелюстными аномалиями.
Материалы исследования: слизистая оболочка полости рта, ротовая жидкость; ротовые смывы; гель для полости рта "Витаминный"
Методы исследования: экспериментальные, клинические, биохимические, статистические.
Объем исследований: экспериментальные исследования проведены с использованием 140 животных, в клинических испытаниях приняло участие 210 детей. Проведено 2352 лабораторных и клинических анализов.
2.1. Общая характеристика проводимых исследований
Исследования проведены в эксперименте и в клинике.
Экспериментальные исследования проводились на белых крысах разных возрастных групп (от 1-месячных до 3 -месячных), получавших полноценный рацион.
Перед введением в эксперимент животных взвешивали, проводили тщательный внешний осмотр и оценивали поведенческое состояние каждого животного. Затем формировали группы с учетом одинакового представительства в каждой группе разнополых особей и отклонения от средней массы животных не более 10%.
Токсикологические показатели геля "Витаминный" оценивали, согласно требований ДержСанПіН [38] и Фармкомитета МЗ Украины [86].
Специфическую эффективность геля изучали путем оценки противовоспалительного действия на модели стоматита и влияния на ткани пародонта.
В клинических исследованиях приняли участие дети с зубочелюстными аномалиями в возрасте от 8 до 16 лет, нуждающиеся в неотложном ортодонтическом лечении, с использованием съемной ортодонтической аппаратуры.
При изучении наиболее часто встречающихся осложнений были обследованы 112 детей (табл. 2.1). Основные регистрируемые показатели у этих детей - время полной адаптации к ортодонтической аппаратуре, причины длительной адаптации, причины неустойчивой фиксации, количество детей с незавершенным лечением по причине возникшего осложнения. Дети этой группы были под наблюдением 6 месяцев.
Таблица 2.1
Клиническая характеристика детей с зубочелюстными аномалиями при изучении наиболее часто встречающихся осложнений
Кол-во обсле-дован-ных
детейРаспределе-ние по полуРаспределение
по
возрастуРаспределение по ортодоническому
диагнозуИсполь-зованная пласт-масса
11262 девочки.
50 мальчиков(8-10 лет) -18
детей
(11-12 лет)-55 детей
(13-16 лет)-39 детейДистальный
прикус - 51 ребёнок
Мезиальный
Прикус - 5 детей
Открытый
прикус - 1 ребёнок
Глубокий
Прикус - 43 ребёнка
Косой
прикус -12 детейБесцвет-ная пласт-масса - 112
аппаратов
Апробация предложенного способа комплексной профилактики проведена с привлечением 98 детей (табл. 2.2). Эти дети составили основную группу, где проводились профилактические мероприятия (72 ребенка), и группу сравнения (26 детей), в которой не были применены профилактические методы. У всех этих детей, помимо сбора анамнеза и визуального обследования слизистой оболочки полости рта, был проведен комплекс клинико-диагностических исследований. Лечение аномалий прикуса у детей обеих групп проводилось с использованием съемной ортодонтической аппаратуры. Базисы аппаратов изготавливались из бесцветной пластмассы (последняя относится к пластмассам горячей полимеризации) методом пресования.
Перед лечением и в процессе лечения с детьми и родителями проводились беседы о важности проводимых лечебно-профилактических мероприятий.
Таблица 2.2
Клиническая характеристика детей с зубочелюстными аномалиями при апробации предложенного способа профилактики
Кол-во обсле-дован-
ных
детейРаспределение
по полуРаспределение
по возрастуРаспределение по ортодонтическому
диагнозуИсполь-зованная пластмасса
12345Группа сравнения2614 девочек
12 мальчиков
(8-10 лет)-5 детей
(11-12 лет)-9 детей
(13-16 лет)-12 детейДистальный
прикус -10детей
Мезиальный
прикус - 2 детей
Открытый
прикус - 0 детей
Глубокий
прикус - 9 детей
Косой
прикус - 5 детей Бесцветная пластмассаОсновная группа (группы наблюдения)21 (1-я группа)11 девочек
10 мальчиков(8-10 лет)-7 детей
(11-12 лет)-9 детей
(13-16 лет)-5детейДистальный
прикус - 9детей
Мезиальный
прикус - 0 детей
Открытый
прикус - 0 детей
Глубокий
прикус - 7 детей
Косой
прикус - 5 детей Бесцветная пластмасса
Продолж. табл. 2.2
1234524
(2-я группа)13 девочек
11 мальчиков(8-10 лет)-6 детей
(11-12 лет)-11 детей
(13-16 лет)-7 детейДистальный
прикус - 10 детей
Мезиальный
прикус - 0 детей
Открытый
прикус - 1 детей
Глубокий
прикус - 9 детей
Косой
прикус - 4 детей Бесцветная пластмасса27
(3-я группа)14 девочек
13 мальчиков(8-10 лет)-8 детей
(11-12 лет)-13 детей
(13-16 лет)-6 детейДистальный
прикус - 13 детей
Мезиальный
прикус - 1 детей
Открытый
прикус - 0 детей
Глубокий
прикус - 9 детей
Косой
прикус - 4 детей Бесцветная пластмасса Примечание.При постановке ортодонтического диагноза использована классификация Д.А.Калвелиса (1957) ?64?.
Все пациенты до ортодонтического лечения были санированы и обучены правильной гигиене полости рта, а именно, чистка зубов ежедневно утром или вечером не менее 2-х минут. В процессе лечения гигиена полости рта осуществлялась двухэтапно: с находящейся в полости рта конструкцией, а затем в течение 1 минуты - без конструкции, чтобы удалить налет с участков прилегания кламмеров.
Предлагалась следующая техника чистки: на всю длину смоченной в воде щетинистой части зубной щетки наносили зубную пасту. Чистку начинали всегда с одной стороны верхней челюсти, постепенно переводя щетку через середину к противоположной стороне. Наружную поверхность больших коренных зубов чист