Раздел 2
Методические положения подготовки и принятия управленческих решений на
предприятии
Обеспечение устойчивости и жизнеспособности производственного предприятия в
процессе функционирования в рыночных условиях наиболее эффективно с помощью
новых инструментов подготовки и принятия управленческих решений по планированию
производства, основная цель создания которых состоит в как в учете рыночной
конъюнктуры в процессе планирования, так и в увеличении объективности
информации для принятия управленческих решений.
Существующие методы подготовки информации для принятия управленческих решений
по планированию производства оказались не способны поддерживать эффективность
принятия решений и, как следствие, функционирования фирмы на заданном уровне,
обеспечивать конкурентоспособность производимой продукции и с минимальными
потерями преодолевать кризисные ситуации.
В данном разделе диссертации на основе исследования существующих методов
поддержки и принятия управленческих решений [1; 8; 22; 24; 42; 46; 76; 77; 78;
79; 80; 81; 82; 84; 85; 86; 89 и др.] разработаны методы подготовки
управленческих решений на предприятии в условиях рынка, методы оптимизации
процесса приятия управленческих решений, а также проанализированы подходы к
оценке качества принятия управленческих решений.
2.1. Методы исследования конъюнктуры рынка в процессе подготовки управленческих
решений
Научное обоснование механизма разработки и принятия решений по планированию
производства в условиях объективно существующей неопределенности и риска,
вызванные нестабильностью экономической конъюнктуры, является сложной задачей.
Для её успешного решения этой задачи необходимо комплексное решений следующих
подзадач:
изучение особенностей принятия решений в сфере маркетинга, выявление источников
и минимизация доли неопределенности исходной информации в процедуре принятия
решений;
определение характеристик, отражающих уровень неопределенности информации и
риск принятия управленческих решений в сфере маркетинга;
выявление ориентиров механизма принятия решений в условиях неопределенности и
риска относительно сферы маркетинга.
Известно, что рыночные отношения вызывают усиление роли экономических методов
хозяйственного руководства, требуют пересмотра сформировавшихся концепций
управления, применения новых методов анализа и построения более совершенной
системы управления предприятием, при этом необходимо произвести существенные
изменения в структуре и методах планирования и сбыта продукции.
Сложность проблемы научно обоснованного планирования производства для
промышленного предприятия заключается в необходимости взаимной увязки огромного
количества исходных данных в единую моделируемую информационную систему, состав
и взаимосвязи элементов которой определяются новыми условиями хозяйствования.
Методом практической системной интеграции всех необходимых данных служит
экономико-математическое моделирование производственных возможностей
предприятия на плановый период.
В настоящее время на ряде предприятий уже проводятся работы по интеграции
научных методов и современных информационных технологий в процедуру оптимизации
текущих планов производства. Однако, как показал анализ задач, решаемых на
предприятиях Украины, разработкой оптимальных годовых планов охвачена лишь
небольшая их часть. Необходимо отметить, что на тех предприятиях, на которых
ведутся работы по оптимизации текущего планирования, модели оптимизации планов
используется в настоящее время недостаточно эффективно. В этих моделях, как
правило, достаточно точно отражены ведущие ограничения, увязывающие основные
показатели деятельности предприятия, однако такие их недостатки, как слабый
учет специфики производства предприятий, специфики рынка, нечеткость и
неполнота экономических постановок задач снижают их жизнеспособность.
План производства продукции на предприятии составляется на основе информации о
потребности продукции на рынке, выпускаемой предприятием, сложившихся
длительных производственных связях, характеризующих производственные
возможности предприятия в планируемом периоде. Этапу разработки оптимального
плана производства предшествует расчет потенциальных возможностей предприятия,
уточняется состав оборудования и производится расчет его пропускной способности
в разрезе групп взаимозаменяемого оборудования.
Особенностью предприятий с индивидуальным и мелкосерийным характером
производства является постоянное изменение номенклатуры выпускаемой продукции
при практически стабильном составе оборудования. В этих условиях при
формировании плана производства необходимо обеспечить максимально возможное
соответствие плана производства составу производственных фондов предприятия.
Естественно, что экономико-математическая модель оптимального текущего
планирования деятельности предприятия с учетом рыночной конъюнктуры является
целочисленной линейной моделью. Нахождение оптимальных значений количества
производимой в плановом периоде продукции при одном критерии оптимальности,
например (2.2), можно осуществлять с применением метода Гомори, метода ветвей и
границ, а также любого другого метода решения дискретной задачи линейного
программирования [72]. Тем не менее, задача усложняется необходимостью
интеграции маркетинговых исследований в процесс составления оптимальной
производственной программы, что может привести к существенному усложнению
модели и увеличению количества критериев оптимальности. Ряд методов решения
многокритериальных задач описан в [8].
Основной искомой величиной в предлагаемой модели является количество
производимой в плановом периоде
- Київ+380960830922